Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подчинение при полной свободе через полное подчинение всей личности воле Б-га составляет самую важную особенность возвышенного морального совершенства в поступках еврея.

ГЛАВА ХХХIX

43. МОШЕ УВИДЕЛ ВСЮ РАБОТУ, И ВОТ! — ОНИ СДЕЛАЛИ ЕЕ ТАК, КАК ПОВЕЛЕЛ Б‑Г, ТАК СДЕЛАЛИ. Моше проверил всю работу по ее завершению и заметил, что работа имеет две отличительные особенности. Во-первых, ועשו אותה, именно они выполнили ее; каждая часть, от мельчайшей до самой большой, передовала их цельную личность; их преданность, их добровольный энтузиазм, силу и энергию всего народа. Во-вторых, כאשר ציוה כן עשו «как Б-г приказал, так они и сделали». Их рвение и энтузиазм в целом и в каждой отдельной детали были полностью подчинены повелениям Б-га. Со стороны мастеров не было ни малейшей попытки внести в работу свои собственные идеи и свою собственную индивидуальность, добавляя или опуская что-либо. Напротив, каждый из мастеров почитал своим высшим достижением воплотить послушно, скрупулезно и точно не свою собственную идею, но идеи и повеления Б-га. Это добровольное, радостное повиновение, эта свобода в подчинении и это подчинение при полной свободе, которое заставляет с радостью осознавать собственную силу именно через полное подчинение всей личности воле Б-га, составляет самую важную особенность возвышенного морального совершенства в поступках еврея. Это то, что характеризует человека как עבד ה' (раба Б-га).

Надежда на то, что эта особенность останется навечно запечатленной в поведении еврея выражена в завершающем стихе Молитвы Моше (Теилим 90:17) в качестве его самого страстного пожелания своему народу на будущее, а наши Мудрецы соответственно отмечают ее в связи с этим стихом Писания как содержание благословления Моше. Эта Молитва заканчивается словами: «Пусть Твое деяние станет явной для Твоих рабов и пусть останется Твоя слава с их детьми! Пусть блаженство нашего Б-га, нашего Г-спода, останется нашей долей; утверди работу наших рук на нас; и (как) работу наших рук, Ты утверди ее!» «Утверди работу наших рук на нас» — это свобода, а «(как) работу наших рук, Ты утверди ее!» — это подчинение. Лишь вместе, в тесном союзе, они могут дать нам то блаженство, которое Б-г готовит для нас, если мы посвящаем себя Ему как нашему «Господину».

Данный стих: «Моше увидел всю работу, и вот! — они сделали ее так, как повелел Б‑г, так сделали; и Моше благословил их» — это источник, из которого проистекают мысли Молитвы Моше. Поэтому Мудрецы говорят: «И Моше благословил их. Он сказал: Да будет воля (Б-га), чтобы Шехина расположилась на деле ваших рук, и да будет блаженство Б-га, нашего Б-га, на нас», и т.д. (Мидраш Танхума, Пекудей 11).

Глава XL

18. … С принятием Б-жественной Торы в среду Израиля, с достижением этого апофеоза еврейской миссии за все времена, с вхождением Славы Б-га в обитель, которую Израиль приготовил для этой Торы, книга Исхода из Египта подошла к концу. Эту цель Сам Б-г провозгласил в качестве предмета Своей работы по избавлению. Основание Святилища Его Торы, принятие этой Обители Торы в свою среду и приверженность этой Торе, которую символизировал жертвенник, сделали нацию Народом Б-га. А присутствие облака над Святилищем Торы днем и огня ночью «перед глазами всего Дома Израиля во всех их переходах» провозглашало «всему Дому Израиля», старым и малым, что, если, как возвещали стол, менора, жертвенник и вышитые херувы, обращаться с Б-жественной Торой с «все возрастающей свежестью, с твердостью и стойкостью чистого золота», если принимать «материальное и духовное счастье» только из рук этой Торы и посвящать себя исполнению этой Торы, тогда херувы Б-жественной свиты зримо и незримо сойдут, чтобы принести защиту и благословение. Это не должно быть «верой», милосердно изобретенной для утешения в земной жизни, но «знанием», убеждением, основанным на определенности активного опыта. Сказал Б-г: «Вы узнаете на опыте, что Я, Б-г, ваш Б-г, выведший вас из под египетского гнета, чтобы взять вас к Себе быть Моим народом». Не только тогда и однажды Я вывел вас из-под египетских тягот, но Я навеки останусь вашим Б-гом, ведя вас, защищая и благословляя Своей близостью.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.