Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Подчинение при полной свободе через полное подчинение всей личности воле Б-га составляет самую важную особенность возвышенного морального совершенства в поступках еврея.

ГЛАВА ХХХIX

43. МОШЕ УВИДЕЛ ВСЮ РАБОТУ, И ВОТ! — ОНИ СДЕЛАЛИ ЕЕ ТАК, КАК ПОВЕЛЕЛ Б‑Г, ТАК СДЕЛАЛИ. Моше проверил всю работу по ее завершению и заметил, что работа имеет две отличительные особенности. Во-первых, ועשו אותה, именно они выполнили ее; каждая часть, от мельчайшей до самой большой, передовала их цельную личность; их преданность, их добровольный энтузиазм, силу и энергию всего народа. Во-вторых, כאשר ציוה כן עשו «как Б-г приказал, так они и сделали». Их рвение и энтузиазм в целом и в каждой отдельной детали были полностью подчинены повелениям Б-га. Со стороны мастеров не было ни малейшей попытки внести в работу свои собственные идеи и свою собственную индивидуальность, добавляя или опуская что-либо. Напротив, каждый из мастеров почитал своим высшим достижением воплотить послушно, скрупулезно и точно не свою собственную идею, но идеи и повеления Б-га. Это добровольное, радостное повиновение, эта свобода в подчинении и это подчинение при полной свободе, которое заставляет с радостью осознавать собственную силу именно через полное подчинение всей личности воле Б-га, составляет самую важную особенность возвышенного морального совершенства в поступках еврея. Это то, что характеризует человека как עבד ה' (раба Б-га).

Надежда на то, что эта особенность останется навечно запечатленной в поведении еврея выражена в завершающем стихе Молитвы Моше (Теилим 90:17) в качестве его самого страстного пожелания своему народу на будущее, а наши Мудрецы соответственно отмечают ее в связи с этим стихом Писания как содержание благословления Моше. Эта Молитва заканчивается словами: «Пусть Твое деяние станет явной для Твоих рабов и пусть останется Твоя слава с их детьми! Пусть блаженство нашего Б-га, нашего Г-спода, останется нашей долей; утверди работу наших рук на нас; и (как) работу наших рук, Ты утверди ее!» «Утверди работу наших рук на нас» — это свобода, а «(как) работу наших рук, Ты утверди ее!» — это подчинение. Лишь вместе, в тесном союзе, они могут дать нам то блаженство, которое Б-г готовит для нас, если мы посвящаем себя Ему как нашему «Господину».

Данный стих: «Моше увидел всю работу, и вот! — они сделали ее так, как повелел Б‑г, так сделали; и Моше благословил их» — это источник, из которого проистекают мысли Молитвы Моше. Поэтому Мудрецы говорят: «И Моше благословил их. Он сказал: Да будет воля (Б-га), чтобы Шехина расположилась на деле ваших рук, и да будет блаженство Б-га, нашего Б-га, на нас», и т.д. (Мидраш Танхума, Пекудей 11).

Глава XL

18. … С принятием Б-жественной Торы в среду Израиля, с достижением этого апофеоза еврейской миссии за все времена, с вхождением Славы Б-га в обитель, которую Израиль приготовил для этой Торы, книга Исхода из Египта подошла к концу. Эту цель Сам Б-г провозгласил в качестве предмета Своей работы по избавлению. Основание Святилища Его Торы, принятие этой Обители Торы в свою среду и приверженность этой Торе, которую символизировал жертвенник, сделали нацию Народом Б-га. А присутствие облака над Святилищем Торы днем и огня ночью «перед глазами всего Дома Израиля во всех их переходах» провозглашало «всему Дому Израиля», старым и малым, что, если, как возвещали стол, менора, жертвенник и вышитые херувы, обращаться с Б-жественной Торой с «все возрастающей свежестью, с твердостью и стойкостью чистого золота», если принимать «материальное и духовное счастье» только из рук этой Торы и посвящать себя исполнению этой Торы, тогда херувы Б-жественной свиты зримо и незримо сойдут, чтобы принести защиту и благословение. Это не должно быть «верой», милосердно изобретенной для утешения в земной жизни, но «знанием», убеждением, основанным на определенности активного опыта. Сказал Б-г: «Вы узнаете на опыте, что Я, Б-г, ваш Б-г, выведший вас из под египетского гнета, чтобы взять вас к Себе быть Моим народом». Не только тогда и однажды Я вывел вас из-под египетских тягот, но Я навеки останусь вашим Б-гом, ведя вас, защищая и благословляя Своей близостью.


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?