Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если некто совершает преступление и стыдится этого, — ему прощаются его грехи»В. Талмуд, Брахот 12б
Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности

Со стороны драша всегда есть связь между названием главы и одним из событий в главе. Глава называется «и себя явил ему Всевышний». А событие, связанное с явлением Всевышнего, объясняется ниже.

Сказано в стихе(18:12-14): «и засмеялась Сара внутри себя говоря: после того, как я увяла, будет мне нежное? А господин мой стар. И сказал Всевышний Аврааму говоря: почему это смеялась Сара, говоря: подлинно ли я рожу, а я состарилась? Разве утаится от Всевышнего что-либо?»

Сара обвиняется здесь в недостатке веры, но разве можно подозревать эту праведницу в этом? Рамбан пишет, что конечно же нет. Дело в том, что Авраам понял, что это ангелы, а Сара не знала об этом, Авраам же в свою очередь ещё не успел ей сообщить об этом. Но если это так, то с другой стороны, не понятно вообще в чем претензия к ней?

Рабейну Йона (Шаарей тшува, 3ч., 143) пишет: все творения созданы ради славы Всевышнего, как сказано (Йешаяу 43:7): «все называемое именем моим, и ради славы моей создал я его, сотворил его, также сделал его». Далее (148) пишет рабейну Йона: известно, что в способы освящения Имени Всевышнего входит, дать понять и сообщить эту славу, любым высказыванием уст, всем, о чём намекают глаза, всем поведением и действиями рук.

Другими словами, освящять Имя Всевышнего — означает сообщать, раскрывать так, чтобы все говорило во славу Всевышнего. Все действия должны раскрывать это, и наоборот, действие, которое это не раскроет — не должно совершаться. И это потому, что от начала творения и до достижения цели этого творения — вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы— будет недостаток в цели создания этой реальности, и в конечном итоге, недостаток будет и в самой реальности тоже.

Таким образом можно объяснить понятие «выглядит», которое неоднократно упоминается мудрецами. «Выглядит как бесконтрольность» (Санъэдрин 100), «выглядит как высокомерие» (Брахот 17), «выглядит как обжорство» (Брахот 39). Так говорится об этом в трактате Брахот: раби Зейра нарезал все хлеба. Сказали ему, почему ты это сделал, ведь это выглядит как обжорство! О человеке, отрезающего большой кусок хлеба, сказано, что это выглядит как обжорство. И это запрещено, даже если никого рядом нет. В чем же преступление этого человека? В соответствии с вышесказанным можно это пояснить. Человек всеми своими действиями должен способствовать раскрытию славы Всевышнего. И наоборот, недопустимо, чтобы он произвёл какое-либо действие, указывающее на обратное, не дай Б-г. До такой степени, что даже то, что только «выглядит» — легкое движение, которое можно объяснить по-другому — преступление и недостаток, поскольку способствует сокрытию славы Всевышнего.

О Гилеле сказано (Шабат 30), что человек должен стремиться быть таким же скромным как Гилель. И о нём же сказано (Псахим 66), что был наказан за грех высокомерия, за то, что выговаривал бней Бтейра, говоря: из-за вашей лени, вы недостаточно учились у Шмаи и Автальйона. Очевидно, что преступление было всего лишь в том, что это выглядело как высокомерие, но не было самим высокомерием. Более того, только глупцу могло показаться, что Гилель проявил высокомерие, и только для него это так могло выглядеть, и тем не менее, он был наказан тем, что мудрость его покинула. И все потому, что не раскрылась слава Всевышнего, и при сокрытии славы даже перед глупцами — цель сотворения мира не реализована и это, вменяется в вину человеку, допустившему это.

Сказано в стихе (Брейшит 11:32): «и умер Терах в Харане», и только после этого сказано Аврааму «иди себе». Раши объясняет, что на самом деле Терах умер через более 60 лет после того, как Авраам покинул Харан и пошёл в землю Кнаан. Но тогда почему в стихах сказано прежде о смерти Тераха, а потом об уходе Авраама? Отвечает Раши: для того, чтобы не было открыто всем, что Авраам ушел прежде, и некоторые люди могли бы сказать, что оставил старика, не выполнил заповедь почитания родителей, и ушел.

И ведь тот, кто глубоко анализирует стихи, он поймёт, что Авраам ушел прежде, чем Терах умер, но он также поймёт почему Авраам ушёл, ведь Всевышний ему повелел оставить родину, дом отца, и это было одним из испытаний Авраама, и не будет обвинять его в том, что оставил старика. Для кого же стихи создают впечатление, что вначале умер Терах, а Авраам ушел после этого? Для тех, кто не способен понять и проанализировать, то есть для людей у которых не хватает разума. Отсюда мы видим, насколько важно раскрытие славы Творца, что даже если люди, не обладающие разумом, могут ошибиться и понять не правильно — это уже не полное раскрытие Его славы.

Гмора (Йома 86) спрашивает: что такое осквернение Имени Всевышнего? Раби Йоханан говорит, что для него осквернение Имени Всевышнего будет, если он пройдёт 4 локтя без Торы на устах и без тфиллина — это осквернение Имени Всевышнего. Рав сказал, что для него — если он возьмёт мясо в лавке и не заплатит сразу. Только полностью не разумный человек может в чем-либо подозревать раби Йохана, который пройдёт 4 локтя без тфиллина, да и в чем его можно подозревать? Разумный человек скажет сразу же, что, наверное, у раби Йоханана есть какие-то обстоятельства, почему он так себя ведёт. А в чем можно подозревать Рава? В том, что он украл? Почему не предположить, что он заплатит позже. И тем не менее, мудрецы решили, что это осквернение Имени Всевышнего. Отсюда мы ясно видим, что осквернение Имени Всевышнего — оно только для не умных людей, а все потому, что нельзя, чтобы даже у таких людей возникло неверное предположение или ошибка. Причина этого в сказанном выше: недостаток раскрытия славы Всевышнего.

Из всего этого можно заключить, что и в вере есть эта идея — «выглядит», «выглядит как недостаток веры». У праматери Сары не было недостатка в вере, однако выглядело как недостаток в вере. Представим себе, к паре бездетных стариков пришли трое каких-то прохожих —бедняков, они принимают их в гости. При расставании, те благословляют их, и говорят, что у них родится ребенок. Разве к этой старухе, которая давно отчаялась от ребенка, есть какая-то претензия почему она не ответила: «амен, да сделает так Всевышний.» Разве это называется недостаток в вере? Очевидно, что, если бы Сара знала, что это ангелы, и говорят от имени Всевышнего, она бы поверила безоговорочно. Сейчас же, когда она об этом не знала, — вспомнила законы природы: я увяла, господин мой стар. Претензия, только в том, что она вспомнила законы природы. А что ей нужно было делать, забыть законы природы? Следовательно, претензия в том, что это выглядело как недостаток веры. А основа веры в том, что ничего не изменилось после того, как Всевышний создал мир, он единственный хозяин в нем, и для него нет ничего невозможного, и неуместно говорить «я стара», «муж стар», и на фоне реальности Всевышнего, все остальное теряет свою реальности и значение, как будто его нет.

Отсюда следует, что даже в вопросах веры, слава Всевышнего должна быть полностью раскрыта. И до такой степени, что даже то, что выглядит как недостаток веры — запрещено. Как находим о Йосефе, который только за то, что дважды сказал «вспомни, вспомни меня», провел в тюрьме 2 лишних года, хотя больше, чем лёгкого языкового значения там не было. Насколько полной должна быть вера, что даже то, что «выглядит как неверие» запрещено!


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе