Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности

Со стороны драша всегда есть связь между названием главы и одним из событий в главе. Глава называется «и себя явил ему Всевышний». А событие, связанное с явлением Всевышнего, объясняется ниже.

Сказано в стихе(18:12-14): «и засмеялась Сара внутри себя говоря: после того, как я увяла, будет мне нежное? А господин мой стар. И сказал Всевышний Аврааму говоря: почему это смеялась Сара, говоря: подлинно ли я рожу, а я состарилась? Разве утаится от Всевышнего что-либо?»

Сара обвиняется здесь в недостатке веры, но разве можно подозревать эту праведницу в этом? Рамбан пишет, что конечно же нет. Дело в том, что Авраам понял, что это ангелы, а Сара не знала об этом, Авраам же в свою очередь ещё не успел ей сообщить об этом. Но если это так, то с другой стороны, не понятно вообще в чем претензия к ней?

Рабейну Йона (Шаарей тшува, 3ч., 143) пишет: все творения созданы ради славы Всевышнего, как сказано (Йешаяу 43:7): «все называемое именем моим, и ради славы моей создал я его, сотворил его, также сделал его». Далее (148) пишет рабейну Йона: известно, что в способы освящения Имени Всевышнего входит, дать понять и сообщить эту славу, любым высказыванием уст, всем, о чём намекают глаза, всем поведением и действиями рук.

Другими словами, освящять Имя Всевышнего — означает сообщать, раскрывать так, чтобы все говорило во славу Всевышнего. Все действия должны раскрывать это, и наоборот, действие, которое это не раскроет — не должно совершаться. И это потому, что от начала творения и до достижения цели этого творения — вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы— будет недостаток в цели создания этой реальности, и в конечном итоге, недостаток будет и в самой реальности тоже.

Таким образом можно объяснить понятие «выглядит», которое неоднократно упоминается мудрецами. «Выглядит как бесконтрольность» (Санъэдрин 100), «выглядит как высокомерие» (Брахот 17), «выглядит как обжорство» (Брахот 39). Так говорится об этом в трактате Брахот: раби Зейра нарезал все хлеба. Сказали ему, почему ты это сделал, ведь это выглядит как обжорство! О человеке, отрезающего большой кусок хлеба, сказано, что это выглядит как обжорство. И это запрещено, даже если никого рядом нет. В чем же преступление этого человека? В соответствии с вышесказанным можно это пояснить. Человек всеми своими действиями должен способствовать раскрытию славы Всевышнего. И наоборот, недопустимо, чтобы он произвёл какое-либо действие, указывающее на обратное, не дай Б-г. До такой степени, что даже то, что только «выглядит» — легкое движение, которое можно объяснить по-другому — преступление и недостаток, поскольку способствует сокрытию славы Всевышнего.

О Гилеле сказано (Шабат 30), что человек должен стремиться быть таким же скромным как Гилель. И о нём же сказано (Псахим 66), что был наказан за грех высокомерия, за то, что выговаривал бней Бтейра, говоря: из-за вашей лени, вы недостаточно учились у Шмаи и Автальйона. Очевидно, что преступление было всего лишь в том, что это выглядело как высокомерие, но не было самим высокомерием. Более того, только глупцу могло показаться, что Гилель проявил высокомерие, и только для него это так могло выглядеть, и тем не менее, он был наказан тем, что мудрость его покинула. И все потому, что не раскрылась слава Всевышнего, и при сокрытии славы даже перед глупцами — цель сотворения мира не реализована и это, вменяется в вину человеку, допустившему это.

Сказано в стихе (Брейшит 11:32): «и умер Терах в Харане», и только после этого сказано Аврааму «иди себе». Раши объясняет, что на самом деле Терах умер через более 60 лет после того, как Авраам покинул Харан и пошёл в землю Кнаан. Но тогда почему в стихах сказано прежде о смерти Тераха, а потом об уходе Авраама? Отвечает Раши: для того, чтобы не было открыто всем, что Авраам ушел прежде, и некоторые люди могли бы сказать, что оставил старика, не выполнил заповедь почитания родителей, и ушел.

И ведь тот, кто глубоко анализирует стихи, он поймёт, что Авраам ушел прежде, чем Терах умер, но он также поймёт почему Авраам ушёл, ведь Всевышний ему повелел оставить родину, дом отца, и это было одним из испытаний Авраама, и не будет обвинять его в том, что оставил старика. Для кого же стихи создают впечатление, что вначале умер Терах, а Авраам ушел после этого? Для тех, кто не способен понять и проанализировать, то есть для людей у которых не хватает разума. Отсюда мы видим, насколько важно раскрытие славы Творца, что даже если люди, не обладающие разумом, могут ошибиться и понять не правильно — это уже не полное раскрытие Его славы.

Гмора (Йома 86) спрашивает: что такое осквернение Имени Всевышнего? Раби Йоханан говорит, что для него осквернение Имени Всевышнего будет, если он пройдёт 4 локтя без Торы на устах и без тфиллина — это осквернение Имени Всевышнего. Рав сказал, что для него — если он возьмёт мясо в лавке и не заплатит сразу. Только полностью не разумный человек может в чем-либо подозревать раби Йохана, который пройдёт 4 локтя без тфиллина, да и в чем его можно подозревать? Разумный человек скажет сразу же, что, наверное, у раби Йоханана есть какие-то обстоятельства, почему он так себя ведёт. А в чем можно подозревать Рава? В том, что он украл? Почему не предположить, что он заплатит позже. И тем не менее, мудрецы решили, что это осквернение Имени Всевышнего. Отсюда мы ясно видим, что осквернение Имени Всевышнего — оно только для не умных людей, а все потому, что нельзя, чтобы даже у таких людей возникло неверное предположение или ошибка. Причина этого в сказанном выше: недостаток раскрытия славы Всевышнего.

Из всего этого можно заключить, что и в вере есть эта идея — «выглядит», «выглядит как недостаток веры». У праматери Сары не было недостатка в вере, однако выглядело как недостаток в вере. Представим себе, к паре бездетных стариков пришли трое каких-то прохожих —бедняков, они принимают их в гости. При расставании, те благословляют их, и говорят, что у них родится ребенок. Разве к этой старухе, которая давно отчаялась от ребенка, есть какая-то претензия почему она не ответила: «амен, да сделает так Всевышний.» Разве это называется недостаток в вере? Очевидно, что, если бы Сара знала, что это ангелы, и говорят от имени Всевышнего, она бы поверила безоговорочно. Сейчас же, когда она об этом не знала, — вспомнила законы природы: я увяла, господин мой стар. Претензия, только в том, что она вспомнила законы природы. А что ей нужно было делать, забыть законы природы? Следовательно, претензия в том, что это выглядело как недостаток веры. А основа веры в том, что ничего не изменилось после того, как Всевышний создал мир, он единственный хозяин в нем, и для него нет ничего невозможного, и неуместно говорить «я стара», «муж стар», и на фоне реальности Всевышнего, все остальное теряет свою реальности и значение, как будто его нет.

Отсюда следует, что даже в вопросах веры, слава Всевышнего должна быть полностью раскрыта. И до такой степени, что даже то, что выглядит как недостаток веры — запрещено. Как находим о Йосефе, который только за то, что дважды сказал «вспомни, вспомни меня», провел в тюрьме 2 лишних года, хотя больше, чем лёгкого языкового значения там не было. Насколько полной должна быть вера, что даже то, что «выглядит как неверие» запрещено!


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше