Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И вышел Яков из Беер Шевы и пошёл в Харан».

Зачем сказано «и вышел», ведь понятно, что если пошел, то до этого вышел? Однако, поскольку человек при перемещении из одного места в другое, может иметь одну из двух целей: убежать из того места, где он находится, или, наоборот, быть именно в том месте, куда он направляется, поэтому Тора подчеркнула, что у Якова были обе цели: выйти и пойти. Бейт аЛеви объясняет это тем, что в конце преведущей главы, Ривка сказала Якову, что он должен пойти уйти из дома, чтобы спастись от своего брата, Эйсава, который замыслил его убить. Ицхаку же Ривка сказала, чтобы тот, в свою очередь, наказал Якову пойти в Харан, чтобы взять себе жену оттуда, а не брать местных, кнаанских девушек. Таким образом Яков почитая родителей, преследовал обе цели: почитая мать — уйти из Беэр Шевы, почитая отца — отправиться в Харан. Однако, рав Яков Исраэль Каневский (Стайплер) в книге «Биркат Перец» использует эту идею для объяснения предназначения ешивы в наше время. В прошлом, когда человек был окружен духовностью и в месте жительства, то ешива служила только для того чтобы выучиться и стать мудрецом Торы, и у человека, идущего туда, были только эти намерения. Сейчас, приходя в ешиву, прежде всего, выходят из своего невежественного или неверующего окружения. И даже, если было бы точно известно, что человек не преуспеет в изучении Торы — тем не менее, выход из своего окружения, уже был бы достаточной причиной нахождения в ешиве. Тем более, что уже находясь в ешиве, человек пропитывается Торой и богобоязненностью, и может стать замечательным знатоком Торы, при условии, что будет постоянно учиться.

Почему Стайплер, в отличие от Бейт аЛеви, переносит эту идею, на изучение Торы, с заповеди почитания родителей? Возможно, дело в том, по преданию, и это подтверждается расчётами, сделанными Раши, Яков не сразу пошёл в Харан, а прежде провел 14 лет провел в ешиве Эвера, (как поясняет это Раши в конце преведущей главы). И за эти годы своего отсутствия дома, он не был наказан Всевышним, а за другие 22 года, проведённых в доме Лавана и отсутствия дома, был наказан соответственно — у него тоже на 22 года пропал сын Йосеф. Из чего заключает гемара (трактат Мегила 17), что заповедь изучения Торы более величественная, чем заповедь почитания родителей. Видимо, на основании этой гемары Стайплер считает, что Яков вышел из Беэр Шевы и пошел в Харан, прежде всего, чтобы по дороге зайти к Эверу для того, чтобы изучить Тору, и только второй причиной была заповедь почитания родителей.

Рав Ицхак Гутнер высказал (в книге «Пахад Ицхак», письма) прямо противоположную идею, для тех, кто уже находится в ешиве: такие духовные и интеллектуальные изыски, которые дает ешива, спасает человека от погружения в грязь, невежество и безверие, царящие за ее стенами. Он сказал, что радость, которую должны испытывать ученики, находясь в стенах ешивы в наше время, несравнима с той радостью, которую испытывали в прежних поколениях. Если сказать кому-то, что, если он не будет есть царские деликатесы, то умрёт от голода, такое заявление покажется странным. Ведь, как правило, деликатесы и голод это две противоположности, далёкие друг от друга. Однако по отношению к Торе, этот пример верен и точен. Тора говорит (Дварим 11): «остерегайтесь…, чтобы не отошли вы и не стали бы служить богам другим». И поясняет Раши «отошли» — от изучения Торы. Изучение Торы — царские деликатесы, однако, если отходят от него, доходят до служения богам другим, из-за духовного голода. Правило в том, что человеческая душа не терпит пустоты. И если она пуста от Торы, то она заполняется другими вещами, и даже идолопоклонством.

В Торе мы находим два вида строений: строение Храма и строение ковчега. Храм строят, когда всё вокруг в наилучшем положении, однако есть необходимость в особенном месте, для ещё большей святости. Ковчег строят, когда вокруг потоп все уничтожающий. И эта та разница, которая есть между ешивами в наше время, и ешивами в предыдущих поколениях. В предыдущих поколениях, ешива была в качестве «Храма»: духовная жизнь была и так в порядке, а ешива была местом сосредоточения святости. В наше время ешива — это ковчег, поскольку вокруг есть потоп неверия и невежества, затапливающего всё. Ешива сейчас — это явление, которого никогда не было, соединение ковчега и Храма. Храма, который весь царские деликатесы, и ковчега, спасающего от смерти. Ученики сейчас находятся в таком положении, что если не «царские деликатесы» — утонченная игра интеллекта, то тонут в водах потопа. И в этом счастье тех, кто удостоился попасть в ешиву и учиться в ней.

И наоборот, насколько серьезна претензия к молодому человеку, который привозит с собой в ешиву «божка в катомке». Не достаточно ему того, что эта грязь бушует вокруг, ему необходимо привезти это ещё и в Святая Святых!

В продолжении главы рассказывается о том, что Рахель украла у своего отца Лавана, божков, когда Яков со всей семьёй покинул его, Лаван же обвинил в пропаже Якова(31:30): «а сейчас пошёл ты, ибо стремишься в дом отца своего, почему украл ты моего бога?»

Рав Шимон Шкоп, задает вопрос: какая связь между фразой «стремишься в дом отца», и вопросом, Лавана: «почему украл ты моего бога»? И отвечает, что смысл сказанного в том, что поскольку ты устремлён в дом своего отца, а в нём на протяжении нескольких поколений искореняли идолопоклонство, то зачем ты украл моего бога, зачем ты несешь его туда? Здесь содержится замечание тому, кто, приходя в ешиву, которая борется со всякими «божками», приносит их туда, с собой в котомке. Ведь это полностью противоречит духу ешивы!

Цель ешивы, прямо противоположная — вооружить человека истинностью Торы.

В следующей главе рассказывается о том, что ангел боролся с Яковом. Почему из всех праотцов, именно с ним? Рав Аарон Котляр объясняет это тем, что ангел боролся именно с качеством, которым обладал Яков — с Торой. И поскольку праотцы — колесница истории, поэтому происходящее с ними — признак того, что во всех поколениях, именно это качество в Израиле — мешает больше всего. И поэтому эта борьба против него, ведется всеми возможными средствами: ангелами, физическим преследованием, лживым мировозpрением — идолопоклонством или атеизмом. В гемаре (трактат Хулин 91), приводится, что по одному из мнений, ангел предстал как простолюдин, а, по другому мнению, наоборот, как талмид-хахам, мудрец и знаток Торы. Так же, как происходит сейчас, когда знатоков Торы стало меньше, чем всего сто лет назад, поэтому появилось множество искажающих Тору, выдающих фальшивку за правду, как будто они — это путь Торы. Для этой борьбы, для сохранения Торы и народа Израиля, необходимы мудрецы и знатоки Торы. И также, как ангел признал победу Якова, также и истина Торы восторжествует, однако, для этого необходимо большое самопожертвование: учиться так, как учились преведущие поколения, быть погруженными в Тору, отдавать ей все силы, для того, чтобы быть вооруженными истиной Торы.


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше

Йом Кипур

Рав Исроэль-Меир Лау

Законы и обычаи святого дня.

Здоровье по Торе. Правила поведения перед Йом Кипуром

Рав Йехезкель Асхаек,
из цикла «Здоровая жизнь по Торе»

Пост не должен оборачиваться телесными страданиями. Несколько простых советов помогут вам заранее подготовиться к Йом-Кипуру и провести его с максимальным комфортом и погружением в молитву.

Законы и традиции поста Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».

От Йом Кипура к Суккот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Сукот.