Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все, что происходило в Египте, детали и порядок освобождения, соответствуют деталям, которые предопределила заповедь Творца

«И скажи сыну своему в день тот, говоря: ради этого сделал Всевышний мне, при выходе моем из Египта…И соблюдай это правило для исполнения его в назначенный срок, из года в год» (Шмот 13:8-10). Раши поясняет этот стих, что он является ответом сыну злодею. И так об этом сказано в Пасхальной агаде: злодей, что он говорит? Что это за служение у вас? У вас, а не у него. И из-за того, что противопоставил себя обществу — тем самым, отрицает главное. И ты тоже ответь ему резко, «ударь его по зубам», и скажи ему: «ради этого сделал Всевышний мне, при выходе моём из Египта». Мне, а не ему, поскольку он, если бы был там, не был бы освобождён.

И несмотря на то, что правильно ответить в резкой форме, и намекнуть ему, что он не удостоился бы освобождения, тем не менее, следует и ему ответить на вопрос, а острота и оскорбление, на первый взгляд, не являются ответом, по существу. Основным же ответом, являются слова: «ради этого вышли мы из Египта» — то есть ради заповедей, находящихся сейчас на столе: Песах, маца и марор.

Причины заповедей, и заповеди как причина освобождения из египетского рабства и освобождения в будущем (первое объяснение ответа злодею).

Бейт-аЛеви поясняет, в чём заключается суть диалога между отцом и сыном злодеем. Речь идёт о взрослом сыне, знающем о выходе из Египта, и о чудесах, произошедших тогда. Однако сердце его склоняется к умничающим вероотступникам, которые придумывают причины заповедей, а после, когда найдут причину, не подходящую для нашего времени, говорят, что уже нет смысла и обязанности в этой заповеди. Наподобие реформистов, поясняющим, что у заповеди есть «срок годности», и поэтому они говорят, что эта заповедь имела отношение к прошлому, по причинам, придумываемыми ими, но она не имеет отношения к настоящему времени, к этому месту или стране. И, действительно, на первый взгляд, заповедь Пасхального жертвоприношения, не является непостижимой заповедью, или необъяснимым правилом, поскольку у неё есть известная и открытая причина. Как об этом сказано в мидраше и в Зоаре, что тем самым евреи показали ничтожность и немощность язычества египтян, которые служили овцам, и поэтому было заповедано Б-гом зарезать их, при еде не ломать кости (Шмот 12:46), чтобы выбросить наружу, и предварительно зажарить на огне целиком (Шмот 12:8-9), чтобы можно было определить, что это за животное. И всё это для того, чтобы увидели египтяне, и вообще все люди то, что сделал Израиль с объектом их поклонения, и узнали бы все, что в них нет ничего. А согласно мидрашу, сказал Всевышний обращаясь к Моше: пусть зарежут ягнят, ответил ему Моше: Как же зарежем объект служения египтян перед их глазами, и они нас не забьют камнями? На что сказал ему Всевышний: не выйдете из Египта, пока не зарежете их идолов перед их глазами. Исходя из вышеизложенного, заповедь Пасхального жертвоприношения, заповедь имеющая разумное объяснение, а не необъяснимое правило. И поэтому любой человек, и даже злодей признаёт, что такова обязанность, после всего того, что сделали египтяне евреям: невыносимым физическое порабощение, кирпичами и глиной, и испортили их духовно так, что часть народа была вынуждена служить их идолам. Всевышний же отомстил за них, и судил египтян и их идолов, вывел народ из рабства на свободу, рукою сильной убрал с него египетскую скверну, и оттащил от язычества, и укрыл их собой, чтобы были они для Б-га народом избранным. Поэтому, конечно же, это было обязанностью народа в своё время — уничтожить язычество египтян. И каждый год, когда приходит Песах, это является святой обязанностью, принести Пасхальное жертвоприношение, чтобы показать ничтожность язычества, чтобы продемонстрировать всем, что Б-гу принадлежит власть и царствование, и никому другому. Однако, злодей умничает и говорит: что это за служение у вас? Говоря тем самым, что я тоже согласен с этим, но эта заповедь была хороша в прежние времена, когда существовали глупцы, верящие в язычество, тогда действительно, это являлось необходимым служением еврейского народа, но в наше просвещённое время, когда все верят в единого Б-га, и нет никого, кто бы всё еще поклонялся овцам, уже не существует причины этого служения, и больше не уместно оно, и нет в нём славы для Б-га. И поэтому говорит: что это за служение у вас, поскольку нет в Пасхальном жертвоприношении никого служения теперь, говоря тем самым, что сейчас следует служить другим способом, более подходящем для нашего времени и местоположения. Всем своим вопросом показывая, что он тоже согласен, что необходимо служить Творцу, но только другими способами, теми, которые подскажет он. Наподобие тех вероотступников, кто и сейчас придумывает, как служить Всевышнему, способами и системами, разработанными ими, в соответствии со своим пониманием.

В другом месте в стихах сказано (Шмот 12:26-27), как ответ злодею, спросившему: что это за служение у вас? «И скажите: Пасхальное жертвоприношение это Б-гу, который пасах — миновал и перепрыгнул дома сынов Израиля, когда ударил египтян». Однако, так же и это, не является настоящим ответом злодею. Настоящим ответом ему, является только слова «ради этого сделал Всевышний мне». Сказанное же в том стихе, Тора заповедовала сказать самому себе, чтобы укрепить своё сердце в вере, чтобы не зашли слова злодея в сердце услышавшего это вероотступническое заявление, и никак не повлияли на него.

Настоящим же ответом злодею, являются слова «ради этого сделал Всевышний мне» — ради заповедей этих, которые находятся сейчас на пасхальном столе. И в этих словах заключено опровержение всему сказанному им. Несмотря на то, что это правда, и причиной Песаха в свое время была демонстрация немощности язычества, тем не менее есть то, чего не знает злодей. В действительности даже в тех заповедях, в которых мы знаем и понимаем причину, как например в маце, о которой сказано в самих стихах Торы, что не успело их тесто заквасится, как освободил их без промедления. И то же самое с марором — горечью, который мы едим из-за того, что делали горькой нашу жизнь египтяне. И то же самое с Песахом, который мы едим из-за того, что дома наших отцов пасах — перепрыгнул и миновал. И вместе с этим, не это является основной причиной заповеди и не из-за появления этой причины она существует. Указанные причины, всего лишь поясняют то, почему мы обязаны делать эту заповедь, чтобы не быть неблагодарными. И поэтому в Пасхальной агаде мудрецы очень точно выразились, сказав мацу эту, которую мы едим, из-за чего? Из-за того, что не успело тесто их заквасится. Это причина, по которой мы исполняем эту заповедь. Но основа самой заповеди и почему она такая, это не из-за того, что происходило в Египте. Поскольку Тора существовала прежде, ещё до существования мира, ведь за две тысячи лет до Сотворения мира Творец создал Тору. И уже тогда была сказана в ней заповедь мацы. И так же и праотец Авраам, и все праотцы, исполняли всю Тору до её дарования народу Израиль. И поэтому ночью пятнадцатого Нисана ел праотец Авраам мацу и марор, несмотря на то, что это было задолго до египетского изгнания. И все это потому, что заповеди эти не появились из-за освобождения из Египта, а наоборот, в заслугу этих заповедей Песах, маца и марор, которые есть в эту ночь, ради их исполнения и реализации, произошёл выход из Египта в эту ночь. В этом заключается ответ злодею: «и скажешь сыну своему в день тот, говоря: ради этого сделал Всевышний мне, при выходе моём из Египта». Не говорит ему: из-за выхода из Египта я делаю эти заповеди, а наоборот, из-за заповедей этих произошёл выход из Египта. И это правило для всех причин заповедей: не из-за причины есть заповеди, а причина возникла из-за того, что есть заповедь. То есть, таким образом заповедь получила реализацию в этом, материальном мире, являющемся облачением духовных миров, и заповеди, существующей в этих мирах, как некая абсолютная духовная величина. И наподобие того, как мы видим, что для того, чтобы мы исполняли заповеди песах, маца и марор, которые есть в Пасхальную ночь, мы удостоились освобождения, и поэтому не успело тесто закваситься, для того, чтобы реализовалась эта заповедь, и поэтому из-за заповеди Песах, удостоились публичного уничтожения египетского язычества, точно так же, во всех других заповедях. И это достаточное опровержение, ставшей неуместной позиции злодея, заявляющего: нет причины заповеди — не требуется и исполнение самой заповеди. И получается, что сама заповедь на самом деле не имеет разумного объяснения и причины, а является необъяснимым правилом, и не известна нам её основная причина, и поэтому она существует вечно, беспрерывно, как до Сотворения мира, и до египетского освобождения, так и после него, и даже тогда, когда уже кажется, что не существует причины её исполнения.

И в свете вышеизложенного становится понятным продолжение стихов: «И скажи сыну своему в день тот, говоря: ради этого сделал Всевышний мне, при выходе моем из Египта…И соблюдай это правило для исполнения его в назначенный срок, из года в год» (Шмот 13:8-10) Смысл сказанного здесь в следующем. Что несмотря на то, что это понятная разумом заповедь, но её понятность появилась в результате реализации заповеди, но сама заповедь, является «хука» — необъяснимым правилом, из года в год, во все времена, даже тогда, когда не применимы к ней известные причины.

Сказано в мидраше, что в будущем откроются причины заповеди красной коровы и всех необъяснимых правил Торы. А с другой стороны сказано в мидраше (Ялкут Шимони), что заповедь красной коровы содержит в себе намёки об избавлении от всех изгнаний и о последнем, окончательным, в том числе. И в соответствии с вышеизложенным становится понятным, что это взаимосвязанные вещи. Как было пояснено выше, заповедь существует не из-за причины известной нам, и поэтому если бы Дарование Торы народу произошло прежде египетского изгнания, то тогда были бы заповеди кушать мацу ночью 15 Нисана и мясо Песаха, и марор, так же были бы полностью необъяснимыми заповедями и правилами, так же как сейчас — заповедь о красной корове или другие не объяснимые заповеди и правила — абсолютно без какой-либо причины понятной разумом, проливающей хотя бы немного света на причину заповеди, и на то, о чём намекают её законы. И только теперь, после того как увидели пользу и результат, к которому привела нас заповедь Пасхального жертвоприношения, теперь, когда мы увидели, что для того, чтобы заповедь получила реализацию, именно в это время, и именно в такой форме, из-за этого удостоились освобождения в срок, предопределенный заповедью. И все, что происходило в Египте, детали и порядок освобождения, соответствуют деталям, которые предопределила заповедь. Только теперь, у нас появилась возможность получить небольшое представление о причине заповеди из её следствия. Небольшое представление, потому что даже то немногое, которое открыли нам знатоки скрытой части Торы о смысле пасхальных заповедей и то, на что указывают намеки из них, на какие глубокие духовные вещи, всё это является лишь частичным открытием, но суть заповеди полностью, всё еще скрыта от глаз всех людей. Поэтому остальные заповеди, срок реализации которых еще не наступил даже в нашем мире, — хранятся, чтобы в своё время быть реализованными перед глазами всего человечества, а до того времени, остаются в виде необъяснимых правил — не имеющими смысла понятного разуму, как например, заповедь о красной корове. Однако в будущем, когда настанет срок избавления, спасения, утешения и освобождения еврейского народа, которое наступит ради реализации всей Торы и заповедей, и будет уничтожена скверна и зло из еврейского народа в частности, и со всего мира в общем, и смерть, обусловленная наличием зла, будет уничтожена навечно. Тогда все детали будущего освобождения как от физического изгнания, так и от влияния злого начала — источника плохих побуждений, будут соответствовать всем деталям заповедей и необъяснимым правилам, поскольку все это реализуется в заслугу веры, Торы и заповедей. И тогда из следствия станет понятным, смысл законов заповеди красной коровы, пеплом которой, предписано Торой очищать живого человека, оскверненного нечистотой умершего, поскольку смерть уйдёт навсегда. И станут понятными также и другие правила, и заповеди Торы. И это то, что имеет в виду мидраш, согласно которому, будут открыты причины заповеди красной коровы, а с другой стороны, говорит мидраш, что заповедь красной коровы содержит в себе намёки о полном избавлении от всех изгнаний. Поскольку и избавление от изгнаний наступит неожиданным образом, способом, который никто не ожидал. И точно так же, как и сейчас, скрыты от нас все причины и детали заповедей, так же скрыты от нас сейчас, все детали и порядок освобождения. И это предоставит возможность понять, как заповедь красной коровы, и вся Тора полностью, служила освобождению от власти злого начала, смерти, и приобретению вечной жизни. Получается, что заповедь о красной корове, служащей способом очищения от скверны смерти, одновременно с этим служит призмой, сквозь которую мы понимает цель этой заповеди и всей Торы — достижения бессмертия и вечности, такой жизни, которую дает нам Тора и её заповеди. Но полного понимания этого у нас нет, поскольку еще не наступила такая реальность. Но когда она будет реализована, станут понятыми все ее детали.

Будущее освобождение как причина освобождения из египетского рабства (второе объяснение ответа злодею).

Существует спор мидрашей о том, было ли освобождение из египетского рабства в предначертанный срок или же произошло преждевременно. Бейт-аЛеви поясняет этот спор нижеприведённым образом. Египтяне своим порабощением, послужили также причиной насильственного принуждения к грехам, до такой степени, что евреи погрузились в преступления и египетскую скверну. И если бы остались там ещё, то настолько погрузились бы в скверну, что не осталось бы в их сердцах никакого следа святости, унаследованной от праотцов. И укоренились бы в скверне своей, до такой степени, что не было бы никакой разницы между ними и египтянами. Как следствие этого не было бы у них, никакой связи с праотцами, и было бы невозможно исполнить по отношению к ним, обещание данное Аврааму Б-гом: «ибо будут пришельцами потомки твои в земле им не принадлежащей», «а после этого выйдут с имуществом большим». Поскольку обещание было дано потомкам Авраама, а не тем, кто не является его потомками. И это то, что имел в виду Ари заль, что если бы задержались бы в Египте, то достигли бы пятидесятой ступени нечистоты, и не были бы больше освобождены никогда. И несмотря на то, что в этих словах содержится глубокий смысл, тем не менее, простой смысл сказанного таков: что если не были бы освобождены тогда из египетского рабства, то не было бы возможным будущее избавление. Одним из источников идеи о преждевременном освобождении является мидраш (Ялкут Шимони) на стих: «вот этот приходит, перепрыгивая горы» — поскольку Б-г хочет вашего освобождения, поэтому не смотрит на счет, а перепрыгивает горы, времена, и сроки. И если действительно были освобождены преждевременно, поэтому тогда, когда заслужат другие изгнания, восполнят также и то время, недостающее в счёте пребывания в рабстве. Поскольку приговор Всевышнего, при заключении союза с Авраамом был, четыреста лет пребывания его потомков в изгнании и рабстве, а народ Израиля пробыл в египетском рабстве только двести десять лет. Причина этого в том, что поскольку не могли больше задерживаться там, то если бы остались там ещё, то не могли бы больше никогда освободиться, поэтому были освобождены преждевременно, чтобы получить возможность быть освобожденными в будущем. Получается, что будущее освобождение, которое обязательно должно наступить, послужило причиной пасхальному освобождению, несмотря на то, что все еще не пришёл его срок вообще. Но поскольку будущее освобождение — основное, поэтому оно заставило случиться первому. Таким образом, что ради будущего освобождения, которое является реализацией заповеди о красной корове и всей Торы вообще, произошло освобождение из Египта, и заповедь о красной корове послужило причиной реализации заповеди Пасхального жертвоприношения.

Если же верно, что отсчёт изгнания начался со времени рождения Ицхака и они пробыли в изгнании четыреста лет, то получается, пишет Бейт-аЛеви, что освобождение в Песах было вовремя, и оно произошло само собой, так как наступил срок до того, как погрузились в скверну, а после этого получили Тору и заповеди. И теперь могут уже при помощи них, заслужить будущее освобождение, поскольку укоренились в святости Торы. Другими словами, пасхальное освобождение послужит причиной освобождения будущего. Таким образом, заповедь пасхального жертвоприношения, послужила причиной египетского освобождения и как следствие этого получения Торы, и заповеди о красной корове, которая послужит причиной освобождения будущего. Другими словами, пасхальное освобождение послужило причиной освобождения будущего.

Исходя их этого поясняет Бейт-аЛеви, два закона, сказанные о пасхальном жертвоприношении, упомянутые в нашей главе. «И каждый сын чуждый не будет есть его» (Шмот 12:43). И поясняет Раши, что здесь сказан запрет, есть мясо пасхального жертвоприношения тому, чьи поступки, стали чуждыми и чужими, для Небесного отца. И наоборот, гер, пришедший в иудаизм, обязан принести и есть пасхальное жертвоприношение (Шмот 12:48-49).

И на первый взгляд не ясно, чем отличается эта заповедь, от остальных заповедей Торы, о которых сказано: несмотря на то, что еврей согрешил — остался евреем, и обязан соблюдать все заповеди Торы? Ведь и этот злодей прежде был евреем, и он тоже был освобожден из Египта (или является потомком тех, кто был освобожден). И наоборот, гер, который не участвовал в выходе из Египта, не ясно почему он обязан в заповеди пасхального жертвоприношения? Однако, в соответствии с подходом этого мидраша, становится ясно, что поскольку основная заповедь — это красная корова, и она послужила причиной для песаха, то есть будущее освобождение послужило причиной пасхального. Поэтому ставший чужим, у которого нет доли в будущем — в главном, поэтому и в том, что произошло из-за главного — нет у него в этом доли. И хотя в своё время был освобожден из Египта, но теперь, будь он там, не удостоился бы освобождения.

И наоборот, гер, у которого есть доля в будущем, обязан наравне со всеми в заповеди пасхального жертвоприношения, хотя и не был среди освобожденных из Египта.

И поэтому о Песахе сказано, что это «хука» — необъяснимое правило, так же как о красной корове, поскольку они взаимосвязаны.

В свете вышеизложенного Бейт-аЛеви по-другому поясняет ответ злодею. «И скажи сыну своему в день тот, говоря: ради этого сделал Всевышний мне, при выходе моем из Египта». То есть если спросит он: что это за служение у вас? Ответь ему резко и скажи: «ради этого сделал Всевышний мне», мне, а не ему, поскольку если был бы он там, не был бы освобожден. И следует пояснить, в чем же суть ответа, кроме резкой формы, в которой он сказан? Бейт-аЛеви поясняет, что суть ответа в том же, что и заключено в форме ответа: мне, а не ему. И несмотря на то, что он тоже был в Египте, и он тоже еврей, но поскольку теперь он стал чуждым Б-гу, и нет у него доли в будущем мире, и в будущем освобождении, а именно оно послужило причиной преждевременного освобождения из Египта, поэтому если был бы там, не удостоился бы освобождения, так как у того, у кого нет доли в будущем — у него нет доли и в прошлом, которое произошло ради реализации будущего, и по этой причине ему нельзя есть Песах.