Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В начале главы сказано (Шмот 6:2-5): «И изрек Б-г Моше, и сказал Он ему: Я Всевышний. И явил Я Себя Аврааму, Ицхаку и Якову Б-гом Всемогущим, но именем Всевышний не был познан ими. И также (открывшись как Б-г Всемогущий), Я установил Мой союз с ними, чтобы дать им землю Кнаана, землю их проживания, на которой они жили. И (поэтому) также Я слышал стенание сынов Израиля, от того, что египтяне порабощают их, и вспомнил Я тот союз, (при заключении которого Я сказал: и также и народ, у которого будут в рабстве, судить буду Я)».

Поясняет Раши, что поскольку не сказано: «не дал им знать Имя то», а сказано «не был познан ими», то есть у праотцов был некий недостаток в осознании Б-га, а не только в том, что Всевышний этого не раскрыл им — из этого следует, что не был познан ими в качестве истинного своего проявления, из-за которого называется имя Мое Всевышний — то есть Тот, Кто верен истинности изреченного. Ведь Я дал им обещание, но не исполнил его.

Обещание Творца — основа мироздания.

Рабену Йерухам, духовный руководитель и наставник ешивы «Мир», в книге «Даат Тора» подробно исследует вопрос о смысле обещания, данного праотцам.

Ведь, если Создатель хочет сделать что-либо народу Израиля, какое значение имеет то, обещал Он это или нет, и зачем оно требовалось вообще? Однако, это не ясно только, если исходить из привычного нам понимания обещания, нужного только для получения результата, для того, чтобы невозможно было отказаться от него. Тогда действительно, обещание Создателя излишне, так как оно ничего не меняет, и лучше просто сделать, поскольку действие является определяющим.

Тора здесь открывает нам, одну из основ мироздания: обещание — самостоятельное качество, которым проявляется Творец. У этого качества — проявления, есть особенное Имя, одно из Имен Б-га, Имен, которые все являются видами Его проявлений в мироздании. У качества обещания есть самостоятельная ценность, без связи с результатами рождающимися из него, поскольку мы видим, что исполнение обещания — отдельное качество, у которого есть отдельное Имя, обозначающее это качество. Тогда, когда Творец обещал праотцам, он не исполнил, тогда же когда Творец хочет исполнить обещание — Он проявляется другим качеством и Именем. Праотцам Творец открылся качеством — обещающий, но не исполнивший, а Моше, которому он открылся как исполняющий обещание, открылся другим качеством, но не качеством обещания.

Получается, что качество обещания — самостоятельная реальность. Все отношения Творца с праотцами были построены на этом качестве — потенциальная реальность, реальность из которой произойдет будущее, которое реализовалось только при выходе из Египта для Моше и сынов Израиля.

На самом же деле — это основа всего мироздания, от его начала и до конца, до наступления полного совершенства творения, тогда, когда откроется единство Имени Его во всём Творении и наступит мир грядущий. До того времени, вся реальность мироздания — потенциальная. Конечно, в этом потенциале заключена вся реализация будущего, которая реализуется из потенциала настоящего, но до того времени это остается только потенциалом. И до того времени, до полного открытия и реализации, это только потенциал, в котором потенциально существует будущее. Наше настоящее — еще не реализовавшееся будущее. Но уже сейчас нет чего-либо недостающего, и поэтому еще скрытое будущее, уже присутствует в настоящем, только в потенциале. Так, что мир грядущий закладывается на основе происходящего в мире этом, и наоборот — этот мир, являясь только преддверием мира грядущего — также является реальным.

Вся реальность этого мира — «дерево создающее плод» — реальность роста, но не сам плод, который произойдет в мире грядущем, тогда будут есть плоды своих деяний — полная и совершенная реализация.

Однако и потенциал — имеет самостоятельное значение, также являющийся проявлением Творца, и человек может возвеличиваться и совершенствоваться и в этом состоянии, но только потенциально. Но ведь и праотцы построили себя и возвеличились в таком же положении. Обещание — существующая реальность, в которой существовали праотцы. Точно так же, как и зернышко, у которого главным предназначением является плод, и оно — плод, но только в потенциале, однако уже сейчас, если оно сладко и съедобно, на него следует произносить благословление.

(Причём, «Маген Авраам» считает, что то же благословление что и на сам плод, однако, по мнению «Турей Заав», только «при адама» , так как это является только второстепенным плодом).

Будущее, уже сейчас присутствует и, наоборот, все будущее — реализация обещания, выходящего из этого обещания. У любого потенциала есть реализация, обуславливающая реализацию, и у любой реализации есть потенциал, без которого не наступает реализация, так как без зернышка нет растения. И это основа всего мироздания.

Цель мироздания — реализация потенциала, который уже сейчас полностью присутствует, только в потенциале.

Сам человек — это способ понимания мироздания.

Когда мы видим зернышко, мы представляем его будущее — плод родившийся и выросший из него. Поскольку уже сейчас он находится в зернышке. Того, чего в зернышке нет, невозможно никоим образом, чтобы оно появилось в будущем. Если мы осознает это, то поймем, что величайшим знамением будущего является сам человек. Человека думает о будущем, из этого следует, что оно есть. Поскольку это существует в потенциале, значит должно реализоваться. И наоборот, если бы его не было, откуда у человека появились бы мысли об этом. Ни у кого из творений нет мыслей о прошлом и о будущем, поскольку у них действительно его нет. Как же они будут думать о том, чего нет? Человек же думает об этом, следовательно у него есть потенциал для этого, и если есть потенциал, значит есть и возможность реализации, так как потенциальная возможность обуславливает и предваряет реализацию. И ещё, сама возможность веры, является ее величайшим знамением. И поскольку не существует неверующих людей, так как все верят во что-либо, только расходуют эту способность на пустые вещи, и только тот, кто удостоился, пользуется этой способностью для того, что есть на самом деле — Творец и реализация Б-жественного замысла в будущем. Получается, что и из способностей человека можно сделать вывод о мироздании в целом, поэтому человек обязан изучать свои способности и обдумывать их, и не проходить мимо них.

Следует отметить, что реальность «потенциала» такова, что у него есть продолжение, есть еще чему появляться, оно еще не закончилось, не пришло к своему совершенству и окончанию. И тем не менее, в конечном итоге, всё придет к своему завершению и реализации, и тогда нечему будет продолжаться и появляться, потому что уже все реализуется полностью.

Настоящее как причина будущего.

Глядя на все мироздание, на протяженности всего его существования, можно увидеть, что у всего есть порождения. Все творения порождают один другого, одна ситуация приводит к другой, все происходит от чего-то, а от него еще что-то. и т.д..Таким образом, нет вещи абсолютно законченной, у всего есть то, что послужит причиной продолжения предыдущего. И тот, кто понимает, что у всего есть продолжение, поневоле приходит к тому, что одно событие приведет к другому и получит продолжение, поскольку нет в совершенства в творении, и несмотря на то, что скрыто от него зарождающиеся, тем не менее он верит в то, что оно наверняка придёт. Поскольку таково все развитие мироздания. Необходимо только обусловить, реализацию таким образом, чтобы она существовала уже в настоящем — в потенциале.

И еще следует отметить то, что невозможно сделать вывод о том, что происходящие с ним события — плохие, если процесс еще не завершен, а любое формирование претерпевает мучительную трансформацию.

Таким образом получается, что этот мир, еще не закончившийся — «потенциал», говорящий о том, что наступит продолжение. Мир же будущий — «реализация», говорящая о том, что уже все завершилось, в нем нет недостатка ни в чем, и больше ничего не добавится, поскольку цель достигнута.

Однако способ реализации таков, как мы говорим в молитве, обращаясь к Б-гу: «Царь, умерщвляющий, и оживляющий, и взращивающий спасение». Не сказано — «приводящий спасение», а «взращивающий спасение». Смысл этого в сказанном выше. Все правила управления миром таковы, что все происходит через порождение, сеяние и взращивание, так же и спасение «взрастает» из настоящего.

Будущее как причина настоящего.

Выше мы говорили о том, что глядя на растущее дерево, из которого произрастает множество плодов, или на посаженное зернышко, из которого вырастает большое дерево, мы понимает, что все что выросло, уже присутствовало в этом зерне прежде того, как плоды выросли в действительности. Так как если этого не было прежде, как оно могло появиться потом. И это потому, что будущее связано с настоящим. Однако, следует отметить, что вещи ещё более сложны, так как будущее дает возможность существовать настоящему. Если у дерева исчезнет способность развиваться в будущем, не только будущее исчезнет, но и в настоящем дерево зачахнет, засохнет и перестанет существовать. Получается, что и то, что уже существует в реальности, черпает силы и получает питание из будущего. То есть способность расти — то есть сила будущего, находится и присутствует в настоящем, до такой степени, что можно сказать что у этого растения нет своего настоящего, поскольку без будущего оно не может существовать. Получается, что вся реальность этого настоящего за счет будущего, дающего настоящему способность существовать.

Исходя из всего вышесказанного следует вывод: одновременно и настоящее и будущее вместе, являются причиной существования, настоящего и будущего.

Итак, необходимо не только обусловить будущую реализацию таким образом, чтобы она существовала уже в настоящем — в потенциале. Но и наоборот, если настоящее обязательно не приведет к будущему, и у человека нет способности вырасти в будущем, то и настоящего у него нет.

Сказано об Аврааме (Брейшит 18:18-19): «а Авраам станет народом великим и могучим, и благословлятся будут им все народы земли. Ибо знаю Я его, потому что дает заповедь он своим сыновьям и дому своему после себя (относительно Меня) говоря: храните путь Б-га, делая праведное и суд, для того чтобы совершил Б-г для Авраама то, что сказал о нем». И комментирует Раши из-за того, что Авраам заповедует своим сыновьям следовать путям Б-га, Б-г сделает обещанное именно Аврааму, а не его потомкам. Отсюда учит мидраш, что каждый, кто воспитывает праведного сына, как бы не умирает.

Не достаточно Аврааму того, что его любит Б-г, того что он выдержал все испытания, и если бы не то, что он заповедует своим сыновьям следовать путям Б-га, не получил бы этого обещания. И это становится понятным в свете вышеизложенного. Каким бы несравнимо великим он ни был, это настоящее Авраама, а настоящее без будущего ничто. Поскольку целью всего его труда было будущее — все беспокойство Авраама было о будущих поколениях. И это величие праотца Авраама, в сравнении с другими великими личностями, жившими до него, и в его время: Шем, Эвер и др.. Однако был избран только Авраам, так как их величие — только их величие, но в их настоящем не было будущего, поэтому и их настоящее не существует. Не таков был Авраам, все его служение было чтобы удостоиться будущего. Когда услышал о себе от Всевышнего (Брейшит 15:1-2): «награда твоя велика очень», сказал: «что дашь Ты мне, ведь я хожу бездетным» — без наследника. И если у меня нет будущего, что у меня есть? И обещанием Творца было — будущее.

В другом месте (Дварим 29:17) находим обратное. Сказано: «Может быть есть среди вас корень, плодящий горечь и полынь?» Корень, из которого произрастут в дальнейшем горечь и зло. Несмотря на то, что сейчас это не заметно, и эти люди совершенные праведники, и все их поступки хороши, тем не менее, может быть в будущем вырастит из них тот, кто будет поклоняться идолам, и тогда «ляжет на него проклятье это», поскольку без будущего нет настоящего, и тем более, если в будущем произрастет зло.

Очень страшные слова о том, какие усилия необходимо предпринимать ради будущего, которое произрастает из настоящего, для того, чтобы произросло хорошее. И это основа веры — занимаясь настоящим, что бы человек ни делал, он занимается будущим, являющимся реализацией настоящего. Результат же поступков в настоящем — те плоды, которыми можно воспользоваться уже и в этом мире. Но сам поступок остаётся для награды в мире грядущем.


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.