Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У Кораха было несколько претензий. Первая связана со Служением Творцу, которое раньше осуществлялось первенцами всех семей народа.

Рассмотрим разъяснение восстания Кораха против Моше, данное в книге «Цафнат Панеах» р. Йосефа ди-Тарани (Маhарит).

И взял Корах (Раши: взял себя, чтобы отделиться от общины и оспаривать священство Аарона. Рамбан: взял задумку («эца», [עצה] т.е., букв. «совет», — возможно намекает, что бунт был чьим-то советом; как объяснено в Талмуде, трактат Санhедрин, лист 110, Кораха подтолкнула к восстанию супруга) в сердце своё сделать, то, что рассказывается, ибо «взятие» говорит о совете и мысли), сын Йицhара, сын Кhата, сын Леви (Раши: и не написано: «сын Яакова», поскольку Яаков помолился, чтобы его имя не упоминалось в связи с распрей Кораха, как сказано (Берешит, 49): «С общиной их не объединится душа моя!"), и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелеса, сыновья Рувена (Раши: поскольку колено Рувена стояло в лагере на юге рядом с семьёй Кhата (Левиты, как остальные колена, стояли с четырёх сторон от Переносного Храма, только ближе к нему), присоединились к восстанию его, как сказано: беда злодею, беда и его соседу). И встали перед Моше, и люди из сынов израилевых — двести пятьдесят (Рамбан: все были первенцами), князья общины, созываемые ко времени, люди именитые. И собрались на Моше и Аарона, и сказали им: “Много вам (рав лахем רב לכם)! (Раши: намного больше, чем следует, взяли вы на себя величия) Ибо вся община — все они святы, и среди них — Б-г (Раши: все слышали Заповеди у Синая из Уст Могущества (т.е., от Творца)), и почему вознеслись вы над общиной Б-га?!” (Ор hа-Хаим: в частности, вы говорите, что будет умерщвлён каждый приближающийся к месту Служения Аарона, и недостойно настолько унижать общину святую). И услышал Моше, и пал на лицо своё (Раши: из-за спора. Ведь это уже было четвёртым проступком в их руках: согрешили с тельцом — Моше умолял [простить]; с роптавшими (Бамидбар, 11:2) — Моше молился; с разведчиками — Моше обращался к Б-гу; в распре Кораха ослабли руки Моше…). И сказал Кораху и всей общине его, говоря: “Утром возвестит Б-г о том, кто — Его и свят (чтобы быть священником), и приблизит к Себе, и того, кого выберет, приблизит к Себе”.

Пишет р. Йосеф ди-Тарани: “Следует понять, каков смысл сказанного общиной Кораха: разве было скрыто от их глаз величие Моше и Аарона — их пророчество, их мудрость, известная всему Израилю? И какой смысл в словах "вся община — все они святы", т.е. как объясняет Раши, “все слышали Заповеди от Творца”: разве из-за этого следует уравнять всех и разрешить юнцу позорить старца, а легковесному — почтенного? Также следует понять ответ Моше: "Утром возвестит Б-г… кого выберет, приблизит к Себе".

Представляется, что у Кораха было несколько претензий. Первая связана со Служением Творцу, которое раньше осуществлялось первенцами всех семей народа (они были священниками, а после греха Золотого Тельца, в котором первенцы, в отличие от левитов, участвовали, Служение было передано левитам, а из левитов была выделена — для главного Служения — семья Аарона, "коhаним"). Сам Корах тоже был первенцем, и пришёл с сильной претензией: если стали непригодными для Служения первенцы остальных колен, то почему та же участь постигла первенцев колена Леви, не поклонявшихся тельцу (и основная Храмовая Служба была передана именно семье Аарона, который как раз — пусть невольно, по ошибке — однако же принял участие в изготовлении золотого тельца)?

На что Моше ответил следующими аргументами (слова Моше см. в продолжении текста главы — Бамидбар, 16:8-11). Уровень Левитов, которого они удостоились после отстранения первенцев от Служения, выше, чем уровень первенцев, по трём причинам. Во-первых, поскольку теперь выделенным является всё колено Леви, а не только первые сыновья. Во-вторых, потому что Служение первенцев было только на личных жертвенниках (до построения Переносного Храма), а служение Левитов — в Переносном Храме (ведь как объяснено на 11-м листе трактата Арахин, песнопения Левитов являются Служением). И, в-третьих, потому что Служение первенцев было только для их семей, а Служение Левитов — для всего народа сразу. Поэтому Моше говорит: "Слушайте, пожалуйста, сыны Леви (т.е., Моше обратился именно к Левитам, чтобы напомнить им об их преимуществах)! Мало ли вам, что выделил Б-г Израиля вас, чтобы приблизить вас к Себе (т.е., для Служения в Храме — то, чего не удостоились первенцы, служившие только на личных жертвенниках), и стоять перед общиной, чтобы служить (т.е., исполнять не личную, как первенцы, а общественную работу)… И приблизил тебя, и всех твоих братьев-левитов с тобой (т.е., не только ты, Корах, будучи первенцем, можешь служить, а все Левиты, всё колено избрано для Служения; слово “всех” указывает, что даже увечные левиты могут служить в Храме, в отличие от сыновей Аарона — коhенов, и поэтому Служение левитов предпочтительно), а вы просите также и священства?[1]

Вторая претензия общины Кораха связана с самим политическим устройством народа: восставшие полагали, что несправедливо, когда несколько человек воцаряются над всеми остальными. Надо обратить внимание на формулировку: "Вся община — все они святы” (подчёркивается "все они"). И смысл в том, что народ Израиля избран именно потому, что он — народ единый (ам эхад עם אחד), монолит — как одно тело с одной душой, как сказано (в начале книги Шмот о народе, пришедшем в Египет): "Семьдесят душ (слово “душ” написано в единственном числе (нефеш נפש), т.е., букв.: “семьдесят — [одна] душа”)». Именно поэтому расположил Святой, благословен Он, Присутствие Своё среди них, как сказано (в гл. «Итро» о начале Синайского Откровения): "И расположился там Израиль (Раши: как один человек с одним сердцем) около горы", и сказано (в конце Свитка, когда Моше благословляет колена): "И будет у прямодушного Царь", когда будет? Сказано (конец того же стиха): "При собрании глав народа", т.е., когда все вместе. Именно поэтому все должны быть равны — как один, друзья, чтобы никто не выделялся из общины и не возносился над ней, Равенство — необходимое условие Единства. Из-за этого Корах сказал Моше и Аарону: "Много вам! Вся община, — все они святы (то есть, именно потому что все они вместе, они святы), и среди них — Б-г (и именно поэтому среди них — Б-г), и почему вознеслись вы над общиной Б-га?!", ведь это выделение из среды остальных сынов Израиля нарушает Единство народа!

Сказал им Моше: "Утром возвестит и т.д.". Сказано в Мидраше Танхума: «Границы установил Святой, благословен Он, в мире Своём. Можете вы перевернуть утро и вечер? Тогда сможете и отменить выделение Аарона (одинаковые формулировки используются для разделения частей суток в гл. “Берешит” и для выделения Аарона для Служения в 23-ей гл. Первой Книги “Диврей hа-Ямим”)». Несмотря на то, что Мироздание — это единое строение, всё-таки выделил Творец то, что властвует внутри мира, как сказано (в гл. «Берешит» о светилах): "И поместил их Б-г в своде небес — светить на землю и властвовать днём и ночью".

Так и в народе Израиля — несмотря на то, что все они — как одно тело, должны подчиняться главе народа и семидесяти старейшинам, называемым в Торе «глазами общины»…


[1] Поучительная ситуация: именно Левиты, выделенные Б-гом, недовольны своим положением. Казалось бы, они итак выше и значительней остальных шестисот тысяч еврейских мужчин, однако поскольку над ними всё-таки есть ещё четыре человека (Моше и Аарон с двумя сыновьями), они восстают.

Из «Книги для изучения Торы»


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше