Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о мяснике и раввине, которым было уготовано одно и то же место в раю. Людей надо предостерегать, этому учили нас праотцы.

Мидраш рассказывает, что Эйсав всячески домогался кожаной одежды, которую Творец мира дал Адаму, чтобы его боялись и слушались звери. И она, наконец, достались ему, когда он убил Нимрода и снял ее с него. Теперь он надевал эти царские одежды, прислуживая отцу.

Р. Йеѓошуа бен Илем сообщили однажды во сне: «Будь счастлив: ты и мясник Нанас станете соседями в Будущем мире». Потрясенный р. Йеѓошуа проснулся. Он всю жизнь отдал изучению Торы и исполнению заповедей, и вот, он и простой мясник удостоятся в будущем мире одинаковой награды?

Сопровождаемый учениками, он решил найти Нанаса и выяснить, за что тот удостоился такой награды. Они ездили из поселения в поселение, пока не нашли. Ошеломленный визитом мудреца, мясник робко спросил, что привело его к нему. А р. Йеѓошуа, в свою очередь, поинтересовался, какие добрые дела тот совершает. Он ответил: «Родители мои старые и беспомощные, а я кормлю их и пою, умываю и одеваю».

Раби Йеѓошуа поцеловал его в голову и сказал: «Счастлив я, что удостоился быть твоим соседом в грядущем мире» (Седер адорот).

Сначала выразите человеку искреннюю заботу, а потом уже предостерегайте

ИЦХАК ПОЗВАЛ ЯАКОВА, БЛАГОСЛОВИЛ И ПОВЕЛЕЛ: НЕ БЕРИ ЖЕНЫ ИЗ ДОЧЕРЕЙ КНААНА (Берешит, 28:1)

Хафец Хаим говорил, что мы должны учиться у Ицхака, как предостерегать людей. Вначале Ицхак благословил Яакова, а потом уже сказал, чего ему не следует делать. Вы не всегда можете повлиять на человека, повышая голос. Но если дали ему почувствовать, что искренне его любите и желаете ему только добра, он с большей благосклонностью выслушает ваше предупреждение (аХафец Хаим).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.