Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек обязан действовать в соответствии с установленным Всевышним правилом: шесть дней работать, а на седьмой отдыхать. Однако изучение Торы изменяет природный мир.

3:6

Раби Нехунья, сын Аканы, говорит: «С того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда. А на того, кто сбрасывает с себя иго Торы, накладывают иго государства и иго повседневного труда».

Это высказывание тоже связано с темой двух предыдущих, которые говорили о том, что Тора связывает человека с благословенным Б-гом. Именно поэтому здесь мишна утверждает, что с того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда.

Тебе следует знать, что в мире действуют три различные силы, определяющих поведение человека. Во-первых, человек должен действовать в соответствии с установленным в мире порядком: пахать и сеять, обеспечивая себя всем необходимым, в чем человек нуждается согласно своей природе и устройству мира. Таким образом, человек подчинен заведенному в природе порядку.

Есть и еще одна сила, возвышающаяся над природой, и это — человеческое поведение, проистекающее из свободы выбора. С нею связаны правила поведения, которые определяет государство, решая, чего оно желает от человека, а чего не желает, и требуя исполнения своей воли. И установленному в государстве порядку человек тоже подчинен, поскольку он ведь обязан слушаться царя!

Третья же сила — это Б-жественная сила, то есть, то, как Б-г повелел миру действовать в соответствии с Торой, данной благословенным Б-гом.

Таким образом, человек в своем поведении подчиняется трем силам. Во-первых, он ведет себя в соответствии со своей природой и ее нуждами. Во-вторых, он следует повелениям царя, организующим общественный порядок. И, в-третьих, он подчиняется Б-жественным постановлениям, которые стоят над природой и над свободным выбором.

И вот мишна говорит, что, когда человек принимает на себя иго Торы, он переходит под прямую власть благословенного Б-га, и тогда с него снимают иго государства и иго повседневного труда, поскольку эти две силы принадлежат миру, и тот, кто подчиняется непосредственно Б-гу, не может одновременно подчиняться государству и природе. Об этом говорят наши мудрецы в первой главе трактата Авода зара (5а): Сказал раби Йоси: «Евреи приняли Тору с тем, чтобы ни ангел смерти, ни другие народы и языки не властвовали над ними, согласно сказанному (Теилим 82:6): Я сказал: Властители вы, и сыновья высших вы все; однако, как человек, вы умрете, и как любой из сановников, падете». Утверждение, что над ними не властен ангел смерти, означает свободу от подчинения природе: ведь именно в силу своей природы человек вынужден подчиниться ангелу смерти!

Свобода же «от других народов и языков» означает отмену необходимости подчиняться государству.

Таким образом, человек, избравший подчинение Б-жественной Торе, освобождается от необходимости подчиняться чему бы то ни было еще. В нашем трактате (6:2) об этом говорится: «И Скрижали — письмо Б-га они, высеченное (харут) на Скрижалях» (Шмот 32:16) — не читай харут (высеченное), а читай херут (свобода). Ибо свободен только тот, кто занимается Торой. И всякий, кто занимается Торой, возвышается… Таким образом, тебе стало ясно, что изучающий Тору возвышается, а раз так, он оказывается выше природы, то есть, правил, определенных мироустройством, и выше внеприродных, человеческих правил поведения; он становится свободным от обеих властей, о которых мы говорили выше.

И тебе следует понять, что имела в виду мишна, когда сказала, что свободен только тот, кто занимается Торой. Когда человек изучает Тору, он возносится над материальным миром, поскольку разум выше этого мира. Поэтому он и свободен от правил, которые устанавливает природа мира и законы государства: ведь они стоят на уровне этого мира, а изучающий Тору уже оставил этот уровень. Поэтому наша мишна говорит, что с такого человека снимают иго государства и иго повседневного труда. Разумеется, без пропитания человек не сможет прожить, и чтобы жить и заниматься Торой, он будет вынужден работать. Однако эта работа не будет для него игом повседневного труда, и все необходимое для жизни он будет добывать с легкостью. (Причина снова в том, что), приняв на себя иго Торы, он отныне полностью принадлежит благословенному Б-гу и вознесен над этим миром.

Если же человек сбрасывает с себя иго Торы, он тем самым погружается в этот, материальный мир, поскольку оставляет то (единственное), что может поднять его над ним. Поэтому на него налагаются иго государства и иго повседневного труда, власть которых — это власть этого мира; и это ясно.

И когда ты очень глубоко постигнешь слова мудрости, поймешь, каким образом с того, кто принимает на себя иго Торы, снимают иго государства и иго повседневного труда. Ведь в Храме Стол стоял с северной стороны; а Стол символизирует царскую власть и ее указания. С южной же стороны стояла Менора, семисвечник, символизирующий семь дней творения, то есть, природный мир. И мудрецам все это известно. Тора же находилась на более высокой ступени, поскольку и Стол, и Менора стояли в Святилище, соответствующем этому миру, а Тора находилась в Ковчеге, в Святая святых, символизирующей уровень высшего мира. И все это ясно тому, кто понимает слова глубокой мудрости.

И знай, что иго повседневного труда и иго государства — это две разные власти, как мы объясняли. Иго повседневного труда — это власть природного мира, а иго государства — это власть, не связанная с природой, но установленная людьми. Тора же превыше их обоих и освобождает человека от их власти, поднимая на более высокую ступень. И для понимающих этого достаточно.

с разрешения издательства Швут Ами


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность, и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше