Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мнение нерелигиозного большинства может негативно подействовать на религиозного человека. Кого и почему мы стесняемся?!

Общественное мнение является одной из сил, оказывающей наибольшее влияние на поведение человека. В качестве «общественности» могут выступать сосед по этажу, родная тетя, пешеходы, которые идут рядом с нами по улице и любой другой отдельно взятый человек, мнение которого учитывается окружающими.

Интересно, что для произведения эффекта общественному мнению не требуется ощутимая сила. Достаточно того, что человек ощутит на себе бессловесный взгляд, либо пустится в размышления о том, что думают о нём другие. Результат — под давлением общественного мнения индивидуум меняет свое поведение и подстраивается под большинство.

Вне всякого сомнения, есть свой резон в том, что человек чувствителен к мнению окружения. Благодаря такому свойству характера индивидуум вливается в коллектив и способствует его сплоченности. Но что происходит, когда общественное мнение противоречит голосу совести, верованиям и личностной правде отдельно взятого человека? В такой ситуации было бы неоправданно выполнять директивы, навязанные обществом.

Неудивительно, что всем нам крайне сложно противостоять давлению большинства. В детстве воспитатели и учителя неоднократно повторяли: «Если сделаешь то-то и то то, над тобой будут смеяться», «Так себя не ведут» и т. д. и т. п. Реплики такого рода приучают нас к несложному принципу — думать о том, что скажут другие, и подчиняться общественному мнению.

Коммерческие структуры давным-давно это поняли. Прислушайтесь к рекламным роликам: «Этот напиток выбрали миллионы людей», «Весь мир предпочитает эту марку». Да кто вы такой, жалкий индивидуум, чтобы спорить со всем миром и оспаривать решение миллионов?!

Звонок в дверь. На пороге стоит человек в спецовке и демонстрирует блестящую металлическую ленту. «Это нержавеющая сталь для обивки дверей. Ваши соседи уже воспользовались моим предложением. Всего 30 шекелей, и я сделаю вам красиво». И что тут скажешь? Не выделяться же на фоне соседей.

Перейдем к такому явлению как мода. Платяной шкаф нашей героини забит под завязку. Новые, чистые и целые вещи. Некоторые она надевала раз-другой, не более того. Но модница периодически вызывает к себе портниху. Ведь «Сегодня такое уже не носят» или «Это совсем немодно».

Мы бы от души посмеялись над несчастными — и добровольными — жертвами общественного мнения, если бы периодически сами такими не были. Да, мы понимаем, что отказываться от собственных убеждений в угоду чужим мнениям несправедливо и неправильно. Да, такое поведение наносит ущерб цельности человеческой натуры. Но как себя превозмочь?

В ешивах Новардока, принадлежавших к морально-этическому движению «мусар», немало времени уделялось борьбе с конформизмом и созданию духовного противоядия от влияния общественного мнения. В частности, на учеников могли возложить ту или иную шутовскую миссию, которую они должны были выполнить публично. Больше всего человек боится выглядеть смешным в глазах других, и данное упражнение позволяло избавиться от страхов и желания потакать мнению общественности в ущерб внутренней правде.

В наше время такая тренировка ни к чему. Учитывая, что подавляющее большинство жителей Израиля является нерелигиозным, их мнение изначально вступает в противоречие с основами иудаизма. А поэтому отрабатывать нонконформизм можно и нужно в реальной обстановке.

Религиозный солдат стоит на остановке автобуса. Он еще не прочел молитву «Минха». Тем временем начинает смеркаться. Что делать? Молиться прямо здесь, на виду у других? Наш герой колеблется. Ему кажется, что он неспособен молиться — не в физическом смысле, конечно, а в психологическом, ощущая на себе недоуменные и даже презрительные взгляды зевак. Солдат успокаивает себя: ничего-ничего, завтра я прочту молитву вовремя, с чувством и расстановкой, чтобы порадовать Творца.

«Чего вы стесняетесь, молодой человек? — спросили бы мы. — Вы же не собираетесь совершать уголовное преступление. Совсем наоборот: вы планируете помолиться, честно выполнить свой еврейский долг. Почему вас должен беспокоить взгляд постороннего человека? Неужели десять, двадцать или даже сто зевак способны изменить ваши нравственные приоритеты?»

Повторимся: никакие специальные упражнения против приспособленчества не требуются. Солдат должен найти свободное место, представить, что он находится в синагоге и максимально сосредоточиться на молитве.

Директор банка уходит на пенсию. На вечеринку приглашена религиозная сотрудница. Дома она открывает шкаф и с подозрением взирает на свои платья: «Что скажут обо мне коллеги? Не лучше ли прикупить юбку покороче? В конце концов, где-то в Талмуде сказано, что не надо выделяться». Пока дурное желание не обрушило на девушку весь ворох аргументов, попробуем вмешаться и мы.

«Уважаемая девушка! Внешний вид определяет внутреннее ощущение человека. Неужели вы готовы пожертвовать своими идеалами ради десяти-пятнадцати сослуживиц? Вы ведь хорошо знаете каждую из них, начиная с секретарши шефа, у которой нет даже аттестата зрелости, и заканчивая непосредственными коллегами, единственной целью в жизни которых являются обильная еда и алкоголь?» Если наша героиня призадумается и с честью пройдет испытание, ее сердце станет значительно крепче.

Кстати, о Талмуде. Да, наши мудрецы, благословенной памяти, говорили, что человек не должен плакать среди смеющихся и смеяться среди плачущих, сидеть среди стоящих и стоять среди сидящих. Но все эти заветы касаются исключительно внешних проявлений. Относительно же существенных вещей сказано: «Не идите за большинством». Как трудно быть тем единственным человеком, который во время свадебного банкета встает и идет омывать руки перед употреблением хлеба! Как нелегко на виду у всех читать благословение после еды! Откуда же взять силы для того, чтобы сохранять индивидуальность? Есть люди, которые не задаются такими вопросами — они инстинктивно умеют абстрагироваться от мнения окружающих и делать только то, что нужно им самим. Но мы-то всегда были мягкими и воспитанными людьми! Где взять ту самюу дерзость, которая упомянута в трактате «Поучения отцов» («Будь дерзок как тигр (…) исполняя волю Отца твоего, который на Небесах»)?

Приспособленчество течет в наших жилах. Мы инстинктивно и автоматически подстраиваемся под поведение других людей. Единственное противодействие — постоянно включать механизм самоконтроля, который сообщал бы нам: в данном случае следует отступить от излюбленного автоматизма.

Об этом легко говорить, но это трудно выполнить. В момент испытаний надо собраться с силами, задуматься над происходящим и лишь затем приступать к реализации. Следует действовать под влиянием разума, а не инстинктов. Ведь это именно то, что отличает человека от животного.

Из книги «Бе-аин йехудит»


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени