Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Каждый отец обязан воспитывать и приучать своих малолетних детей1 к выполнению всех заповедей, будь то заповеди из Торы или заповеди, данные мудрецами. И к выполнению каждой заповеди следует приучать сына или дочь соответственно их разуму. И также следует приучать их избегать нарушения запретов, как сказано в Писании: «Воспитывай юношу согласно пути его…». Если ребенок не поддается словесным увещеваниям, его бьют палкой и т.д.; однако не следует бить его жестоко, розгами и т.д. И всякий разумный человек будет поступать в соответствии со здравым смыслом.

Больше всего следует обращать внимание на то, чтобы ребенок не лгал, и приучать его говорить слова правды и избегать клятв (см. выше, глава 67, параграф 9). И все это обязаны делать как отцы, так и учителя.

2. Когда следует начинать приучать ребенка к выполнению той или иной требующей заповеди, зависит для каждого конкретного ребенка от его мудрости и понимания. Например, ребенок. Понимающий, что такое Шаббат, должен слушать Киддуш и Авдалу, и т.д. Приучать же к выполнению запретов, как запретов из Торы, так и данных мудрецами, необходимо каждого хоть что-то понимающего ребенка, то есть ребенка, который понимает, когда ему говорят, что то-то и то-то запрещено делать или запрещено есть; и следует приучать детей, находясь в синагоге, отвечать «амен» и все остальное. И с того момента, когда ребенок первый раз ответит «амен», он получает долю в будущем мире. И нужно приучать их стоять в синагоге в страхе и трепете. Тех же детей, которые бегают и отвлекают молящихся, лучше не приводить в синагогу.

3. Даже тому, кто не является отцом ребенка, запрещается дать ребенку съесть что-либо, запрещенное в пищу, или потребовать от него, чтобы он сделал что-нибудь запрещенное. Согласно большинству законоучителей, даже если еда запрещена только по словам мудрецов, запрещено давать ребенку есть ее, и если действие запрещено по словам мудрецов, запрещено требовать от ребенка его ыполнить1*. Если же ребенок неопасно болен и должен съесть что-либо запрещенное, можно разрешить попросить нееврея дать ему нечто, запрещенное только по словам мудрецов2. (Относительно хамеца в Песах см. главу о законах Песаха).

4. Если вещи не запрещена сама по себе, а запрет на нее связан только с тем, какой сегодня день — заповедь воспитания ребенка на нее не распространяется. И поэтому разрешается дать ребенку поесть до Киддуша, хотя он и обязан слушать Киддуш. Однако запрещено разрешать ему есть вне Сукки, поскольку разрешение ребенку есть о Киддуша связано с тем, что этим как бы нарушается запрет: «Есть до Киддуша запрещено», и этому запрету мы разрешаем ребенку не следовать. Однако есть только в Сукке — это требующая заповедь, и ее мы заставляем ребенка выполнять.

5. Запрещено позволять ребенку, даже если он младше девяти лет, выносить что бы то ни было в Шаббат, даже для нужд заповеди, например, нести сидур и Хумаш в синагогу и т.д.3. («Тшувот рабби Акива Игер», глава 15, и подробности см. там).

6. Если маленький ребенок что-то украл, то, если украденная вещь сохранилась, ее необходимо вернуть; если же вещь не сохранилась, то ребенок по закону не обязан возвращать украденное, даже когда вырастет. Однако чтобы выполнить требования Небесной справедливости, он должен, когда вырастет, оплатить стоимость украденной вещи. И также, если ребенок нарушил какой-либо запрет, хорошо было бы, чтобы, если он в в состоянии осознать происшедшее, он принял бы на себя какое-то обязательство в знак своего раскаяния, и об этом сказано: «…даже если это было сделано в неразумии — все равно нехорошо».

7. Не следует угрожать ребенку побить его когда-нибудь потом; следует же, видя, как ребенок делает что-то неправильное, либо побить его немедленно, либо промолчать. Рассказывают о ребенке, который сбежал из школы, и отец напугал его, сказав, что изобьет; и пошел этот ребенок и убил себя. (Трактат «Смахот», глава 2). Сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Злое начало, ребенок и женщина — всех троих пусть одна рука отталкивает, а другая притягивает».

Не следует пугать ребенка чем-то нечистым (как я писал выше, глава 33, параграф 14).

8. По закону еврейскому ребенку разрешается сосать молоко кормилицы-нееврейки (и см. ниже, глава 167, параграф 18). Но, тем не менее, если можно найти кормилицу еврейку, не следует позволять ребенку пить молоко нееврейки, поскольку это приводит к отупению сердца ребенка и ухудшению его характера. И также, если еврейка-кормилица должна по медицинским показаниям есть какую-либо запрещенную еду, ей не следует, если это возможно, кормить в эти дни ребенка.

9. Всякий отец обязан учить своего сына Торе, как сказано: «И преподавайте их (слова Торы — перев.) своим сыновьям, чтобы те говорили о них…». И заповедь требует обучать Торе как сына, так и внука, как сказано: «…и сообщите их своим сыновьям и сыновьям своих сыновей».

10. Немедленно после того, как ребенок начал говорить, его следует обучить стиху: «Тора заповедана нам Моше в наследие…», а также стиху: «Слушай, Израиль…» (только следует очень тщательно следить, чтобы ребенок был чист, когда он произносит эти стихи. И см. выше, глава 5, параграф 3). И также следует понемногу учить его другим стихам Торы, пока он не окрепнет настолько, чтобы пойти в школу; в это время следует нанять ему преподавателя. И следует непременно выбрать преподавателя, боящегося Небес, чтобы он с юности прививал ребенку трепет перед Небесами. Когда ребенок вырастает настолько, чтобы быть в состоянии изучать Письменную Тору, принято начинать с ним ее изучение с главы «Ва-Йикра», говорящей о жертвоприношениях, поскольку сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Пусть придут чистые (то есть дети-школьники) и займутся чистым (то есть жертвами, которые должны приноситься в специальной чистоте — перев.)».

11. Преподаватель должен сидеть и учить ребенка весь день и часть ночи, чтобы приучить его заниматься Торой также и ночью. И дети должны учиться все время, кроме кануна Шаббата или Йом-Това, когда в конце дня они могут не учиться. И детей не отрывают от изучения Торы даже ради строительства Храма.

12. Если преподаватель оставляет детей и выходит, или если он занимается в это время какой-то другой работой, или если он сам учится недостаточно — к нему относится стих: «Проклят выполняющий Б-жью работу обманно». Поэтому в преподаватели следует брать только человека, трепещущего перед Небесами, который быстро читает и разбирает прочитанное. И преподавателю не следует слишком долго бодрствовать ночью, чтобы днем он не ленился преподавать. И также ему не следует поститься или оказывать себе в какой-либо еде или питье, или есть и пить слишком много, поскольку все это приводит к тому, что он не может хорошо преподавать. И всякий, кто поступает неправильно, несет ответственность за все последствия, и его имеют право выгнать с работы.

13. Нельзя бить ребенка с враждебностью и жестоко его наказывать, ни розгами, ни палкой и т.д., а только небольшим ремнем.

14. Не следует преподавать детям в Шаббат нечто новое, чего еще не учили — чтобы не утруждать их в Шаббат. Однако то, что однажды уже встречали, разрешается повторять в Шаббат. (СМ. «Йорэ Дэа», глава 245, и см. выше, глава 152, параграф 7).

15. Если ребенок что-то нашел, или, тем более, если кто-то дал ему что-либо в подарок — запрещено отнимать это у него.

16. Не посылают еврейского ребенка к нееврею обучаться чтению или ремеслу, и тем более запрещено посылать его к несоблюдающему еврею, поскольку это еще хуже: ведь в этом случае можно опасаться, что тот потянет ребенка за собой.


1 Некоторые считают, что заповедь воспитания сыновей возложена также и на мать.

1* Даже если речь идет о ребенке, который вообще ничего не понимает. Запрещать же ребенку делать что-то запрещенное необходимо только в том случае, когда речь идет о запрете из Торы, и только с того возраста, в котором ребенок понимает смысл запрета. (С какого возраста отец обязан запрещать ребенку нарушать запреты — см. параграф 2).

2 По мнению МБ, это относится и к еде, запрещенной по словам Торы.

3 То есть в случае, когда это нужно для выполнения заповеди взрослым. Однако если это нужно самому ребенку, это разрешено в тех случаях, когда запрет выносить существует только по словам мудрецов. В этом случае и взрослый может потом, в синагоге, присоединиться к ребенку и молиться вместе с ним.


Согласно традиции, Моше на горе Синай были переданы 613 заповедей: 365 заповедей запретительных и 248 повелительных. Читать дальше