Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек не задумывается о смысле жизни, — зачем ему жить?»Раби Нахман из Бреслава
Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата Звахим, — жертвоприношение «ола» [называется] даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния и самое в ней основное — возвращение ко Всевышнему истинно и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного объяснения

Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата Звахим, — жертвоприношение «ола» [называется] даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния и самое в ней основное — возвращение ко Всевышнему истинно и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного объяснения. Начнем с того, что написано в священной книге «Зогар»[1], где объясняется слово тшува [«покаяние»] на основе тайной части Торы [Кабалы]. Покаяние это — глашу в гей [возвращение буквы «гей»]. Нижняя «гей» [в имени Гавайе] — это нижнее покаяние. Верхняя «гей» — верхнее покаяние. Написано также в нескольких местах в священной книге «Зогар», что покаяние не помогает[2] в том случае, если человек нарушает свой союз[3] и испускает семя впустую. Это весьма удивительно, потому что «нет ничего, что устояло бы перед покаянием, даже идолопоклонство и блуд и т. д.»[4]. И книга «Рейшит хохма» объясняет, что в книге «Зогар» имеется в виду, что нижнее покаяние не помогает, но помогает верхнее и т. д.

Чтобы все это понять хотя бы отчасти, нужно рассмотреть сначала, как объясняется в Писании и в учении наших мудрецов, благословенной памяти, вопрос о наказании «карет» и о наказании, посылаемом небом.

Человек, совершивший грех, за который следует наказание «карет», действительно умирал не дожив до пятидесяти лет[5]. А если за его грех следовала смертная кара, посылаемая небом, он действительно умирал не дожив до шестидесяти лет, как пророк Хананья бен Азур, согласно сказанному в книге Ирмеягу[6]. (А иногда и наказание, посылаемое небом, осуществляется немедленно, как это было с Эром и Онаном.) Однако в каждом поколении было достаточно много людей, которым следовали наказание «карет» и смерть и которые, несмотря на это, прожили долгие дни (и годы) в свое удовольствие.

Это понятно, однако, в связи с написанным: «Ибо удел [хелек] Всевышнего Его народ и т. д.»[7]. [Еврейский народ] — часть [хелек] имени Гавайе, благословен-Он, как написано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни»[8]. [И написано также в книге «Зогар»: ] «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его и т. д.». Хотя нет у Него телесной формы[9], не дай Б-г нам подумать подобное, но Тора говорит языком людей. Есть, например, большой разрыв и различие в нижнем человеке[10] между дыханием, исходящим из уст речи, и тем, что. исходит при глубоком вздохе. В дыхание, выходящее при речи, облечена ничтожная доля силы и витальности, и это — внешняя часть живой души, что в нем. Но когда дыхание вырывается при выдохе из глубины, в него облечена сила и витальность глубоко внутренней части его живой души и т. д.

Точно так происходит и творение, хотя необходимо учесть бесконечную разницу при этом сравнении. Все небесное воинство и даже ангелы сотворены и получают жизнь и поддержание своего существования от внешней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, для оживления миров. Эта категория называется по аналогии «дыханием уст Его», как написано: «Дыханием уст Его [сотворены] все их [небес] воинства»[11]. И жизнетворность, облеченная в буквы Десяти речений (они же — сосуды и проистечения и т. д., как объясняется в книге «Тания», часть 2, глава 11).

[Разница в происхождении небесного воинства наверху и человеческой души огромна.] Душа человека сначала произошла от внутренней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, как написано: «И вдохнул и т. д.»[12]. Но затем она спустилась в поступенном утаении также и через категорию букв в речении: «Сделаем человека и т. д.»[13], чтобы облечься в тело в этом нижнем мире. И потому ангелы называются в Писании Элоким, как написано:

«Ибо Всевышний, ваш Б-г — есть Б-г ангелов [Эло-ким] и т. д.»[14], «Восхвалите Б-га ангелов [Элоким] и т. д.»[15], «И пришли ангелы [сыны Б-га — дней Элоким], чтобы предстать и т. д.»[16], ибо они черпают свою жизненную силу от внешней категории, которая есть только буквы, и имя Элоким — внешнее по отношению к имени Гавайе, благословен Он. Но душа человека, которая [происходит] от внутренней части животворности, есть часть имени Гавайе, благословен Он. Ибо имя Гавайе указывает на внутреннюю часть животворности, которая несравнимо выше категории букв.

Объясняется это, как известно, в соответствии с тем, что сказал [пророк] Элиягу[17]: «Ты произвел десять тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот, чтобы управлять через них скрытыми мирами…[18]. Ты мудр, но непостижимой мудростью. Ты понимаешь, но непостижимым пониманием и т. д.». И все десять сфирот включены и подразумеваемы в имени Гавайе, благословен Он. Ибо буква «йод», которая есть всего лишь точка, указывает на мудрость Его, благословенного, не явную и утаенную до того, как она достигает [уровня] распространения и раскрытия постижения и понимания (а острие вверху буквы «йод» указывает на высшее желание Его, благословен Он, которое несравнимо выше категории высшей мудрости, как известно). И когда эта точка достигает уровня распространения и раскрытия постижения и понимания в скрытых мирах, она включена и подразумеваема в букве «гей», в которой есть распространение вширь, указывающее и подразумевающее расширенное объяснение и понимание, а также и распространение в длину, указывающее на проистечение и влияние сверху вниз — в скрытых мирах. Далее это проистечение и влияние продолжается еще ниже — в открытых мирах, что можно сравнить с речью человека, желающего открыть другим свою мудрость с помощью речи. Это проистечение включается и подразумевается в [конечных] буквах [имени Гавайе] «вав» и «гей». Буква «вав» [вертикальная линия] указывает на продолжение [Б-жественного влияния] сверху вниз. Оно также продолжается вниз при участии атрибутов благости и доброты и других Его святых атрибутов, которые в общем перечислены в шести [категориях, упомянутых] во фразе: «Твои, Всевышний, величие и т. д.» до «Твое, Всевышний, владычество и т. д.»[19], но не включительно, так как атрибут Малхут [царство Его], благословен Он, называется «словом Всевышнего», как написано: «Ибо слово Короля — владычество»[20]. Атрибут Малхут включается и подразумевается в последней букве «гей» имени Гавайе. Ибо внутренняя часть и источник речи — дыхание, поднимающееся из сердца и разделяющееся на пять путей произношения — буквы «алеф», «гей», «хет», «айн», [исходящие] из гортани, и т. д. А буква «гей» произносится только дыханием, как написано: «Легкая несущественная буква»[21]. И хотя Он не имеет телесной формы, не дай Б-г нам подумать подобное, Тора говорит языком людей. В слове Всевышнего также двадцать две буквы, разделяющиеся на пять частей по произношению, и ими создано все сущее (как сказано в книге «Тания», часть 2, глава 11, где объясняется, что такое эти буквы). Точно так же, если говорить языком сравнения и принимать во внимание бесконечную разницу [между атрибутом Малхут и человеческой душой], и в душе человека — Б-жественной душе, которую «Он вдохнул изнутри Себя Самого», — есть категория скрытого разума, которая подразумевается в букве «йод». Он способен раскрыться, понять и постичь истинность Его, благословенного, и Его величие и т. д. — у каждого в меру его возможностей, широты ума и понимания. Когда же человек углубляется разумом и расширяет свое знание и понимание, размышляя о величии Его, благословенного, тогда его понимание подразумевается в букве «гей», в которой есть ширина, а также и длина, указывающие на привлечение сверху вниз, так что его понимание и его размышление о величии Всевышнего порождают в его мозгу и в тайниках его сердца любовь и страх [пред Всевышним] и их производные, а затем [эти чувства] открыто проявляются в сердце. И это дает начало истинному служению [Б-гу] с помощью занятий Торой и [исполнения] заповедей голосом и речью или действием — и это буквы «вав» и «гей» и т. д. И размышление, цель которого понять и постичь истинность и величие Его, благословенного, также проистекает от Торы, ибо «Тора от мудрости исходит», то есть от категории, [обозначаемой буквой] «йод» в имени Гавайе, и т. д.

К главе четвертой

[1] Раая мегеймана, 122а.

[2] Не имеется в виду, что покаяние совсем не помогает, ведь в конце гл. 1 уже было сказано, что наказание прощается сейчас же после нижнего покаяния, а завершение искупления — через страдания. Здесь имеется в виду, что само только покаяние недостаточно для полного искупления. Поэтому далее сказанное в книге 3oгар объясняется так: нижнее покаяние» не дает полного искупления, но верхнее покаяние дает немедленное и полное искупление.

[3] Ср. Сангедрин, 88а; Авот, 3:15.

[4] Ср. Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1.

[5] Моэд катан, 28а.

[6] Ирмеягу, гл. 28.

[7] Дварим, 32:9.

[8] Брейшит, 2:7.

[9] Ср. Рамбам, Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 1.

[10] У людей, живущих на земле.

[11] Тегилим, 33:6.

[12] «И вдохнул в его ноздри душу жизни».

[13] Брейшит, 1:26.

[14] Дварим, 10:17.

[15] Тегилим, 136:2.

[16] Ийов, 1:6.

[17] Тикуней Зогар.

[18] Скрытые миры — миры, находящиеся в полном единении со Всевышним, так что они не обладают отдельным от Него существованием. Существование открытых миров кажется самостоятельным, отдельным от сотворенного. Буква «йод» и первая буква «гей» в имени Гавайе указывают на категорию скрытого разума, единого с субъектом мысли, эти буквы относимы к «скрытым мирам». Буква «йод» и последняя буква «гей» — распространение и раскрытие мысли, они связаны с речью и относимы к «открытым мирам».

[19] Диврей гаямим 1,29:11.

[20] Когелет, 8:4.

[21] «Акдамут».


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе