Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Проистечение Б-жественной души и ее нисхождение в этот мир для облечения в тело человека имеет начало во внутренней части и источнике речи, то есть высшего дыхания, подразумеваемого в нижней букве «гей», как указывалось выше. И как сказано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек живой душой», «Тот, кто выдыхает с силой, и т. д.»

Проистечение Б-жественной души и ее нисхождение в этот мир для облечения в тело человека имеет начало во внутренней части и источнике речи, то есть высшего дыхания, подразумеваемого в нижней букве «гей», как указывалось выше. И как сказано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек живой душой»[1], «Тот, кто выдыхает с силой, и т. д.». И об этом написано: «Ибо доля Всевышнего — народ Его, Яаков — доля [хевель] наследия Его»[2]. [Яаков здесь] сравнивается с веревкой [хевель], начало которой привязано наверху, а конец — внизу. Буквальный смысл слов «И вдохнул» показывает пример: когда человек сильно выдыхает воздух по направлению к чему-либо — если есть нечто, преграждающее [путь] и прерывающее [течение] дыхания, оно совсем не поднимается и не достигает того места. Точно так же происходит, если есть нечто, преграждающее и прерывающее [связь] между телом человека и высшим дыханием. Но в действительности как в сфере телесного, так и в сфере духовного нет ничего, что могло бы стать преградой для Него, благословенного: «Ведь небо и землю Я наполняю»[3], «…полна вся земля славы Его»[4], «…нет места, где бы Он не был»[5], «…в небесах наверху и на земле внизу нет более»[6], «Он наполняет все миры и т. д.»[7]. Но, как написано у Йешаягу: «Лишь ваши грехи вас отделяют от Б-га вашего»[8]. И причина этого [разделения] — то, что грехи против высшего желания[9] Его, благословен Он, оживляющего все[10], как написано: «Все, что пожелал, Всевышний сделал на небе и на земле»[11] (и как объясняется выше, высшее желание — источник воздействия имени Гавайе подразумевается острием буквы «йод»).

Это и есть наказание «карет» [карат — «отсек», «отрубил», «разрубил»] — отсечена и прервана веревка [поток] проистечения от имени Гавайе, благословен Он, — [поток], который исходил от нижней «гей», как об этом говорилось выше. И как написано в главе «Эмор»: «И истреблена [отсечена, нихрета] та душа предо Мной, Я — Всевышний»[12]. Именно — «предо Мной». А другие грехи, за которые не следует наказание «карет», во всяком случае причиняют ущерб душе, как известно. И это называется «ущербом» [там] от слов — «щербинка на ноже» [пгимат гасакин][13]. Можно это сравнить с толстой веревкой, сплетенной из 613 тонких. Так же и «веревка» проистечения сверху, как говорилось выше, сложена из 613 заповедей. И когда человек нарушает, сохрани Б-г, одну из них, [одна] тонкая веревочка разрывается и т. д. Но и в том, кому следует наказание «карет» и смерть, еще остается впечатление от его Б-жественной души, и вследствие этого он может еще дожить до пятидесяти или шестидесяти лет, но не дольше. (И как написано от имени раби Ицхака Лурии, благословенна его память, в него [в человека] вступает категория, окружающая сверху[14] и т. д., — это неотносимо к физической жизни тела, и речь идет о пятидесяти годах жизни, или в наше время — как об этом говорится далее.)

К главе пятой

[1] Брейшит, 2:7.

[2] Дварим, 32:9. Слово хевель имеет также смысл «веревка». В начале стиха («Ибо доля Всевышнего — народ Его») говорится о происхождении души, о том, что она — часть имени Гавайе. Здесь же, в продолжении фразы, говорится о том, каким образом нисходит душа вниз. Намек на это содержится во втором значении этого слова — «веревка», и это объясняется далее в тексте.

[3] Ирмеягу, 23:24.

[4] Йешаягу, 6:3.

[5] Тикуней Зог ар, 51.

[6] Дварим, 4:39.

[7] Зогар, часть 3, стр. 255а.

[8] Йешаягу, 59:2.

[9] Высшее желание — источник заповедей Торы.

[10] Нехемья, 9:6.

[11] Тегилим, 135:6.

[12] Ваикра, 22:3.

[13] Малейшая щербинка делает нож резника непригодным; если он воспользуется таким ножом, мясо не будет кашерным.

[14] Часть души, не связанная с телом непосредственно. См. Тания, часть 1, конец гл. 11.


Философия («любовь к мудрости») — форма рационального познания мира, ведущего к определённому мировоззрению. Читать дальше