Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Проистечение Б-жественной души и ее нисхождение в этот мир для облечения в тело человека имеет начало во внутренней части и источнике речи, то есть высшего дыхания, подразумеваемого в нижней букве «гей», как указывалось выше. И как сказано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек живой душой», «Тот, кто выдыхает с силой, и т. д.»

Проистечение Б-жественной души и ее нисхождение в этот мир для облечения в тело человека имеет начало во внутренней части и источнике речи, то есть высшего дыхания, подразумеваемого в нижней букве «гей», как указывалось выше. И как сказано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек живой душой»[1], «Тот, кто выдыхает с силой, и т. д.». И об этом написано: «Ибо доля Всевышнего — народ Его, Яаков — доля [хевель] наследия Его»[2]. [Яаков здесь] сравнивается с веревкой [хевель], начало которой привязано наверху, а конец — внизу. Буквальный смысл слов «И вдохнул» показывает пример: когда человек сильно выдыхает воздух по направлению к чему-либо — если есть нечто, преграждающее [путь] и прерывающее [течение] дыхания, оно совсем не поднимается и не достигает того места. Точно так же происходит, если есть нечто, преграждающее и прерывающее [связь] между телом человека и высшим дыханием. Но в действительности как в сфере телесного, так и в сфере духовного нет ничего, что могло бы стать преградой для Него, благословенного: «Ведь небо и землю Я наполняю»[3], «…полна вся земля славы Его»[4], «…нет места, где бы Он не был»[5], «…в небесах наверху и на земле внизу нет более»[6], «Он наполняет все миры и т. д.»[7]. Но, как написано у Йешаягу: «Лишь ваши грехи вас отделяют от Б-га вашего»[8]. И причина этого [разделения] — то, что грехи против высшего желания[9] Его, благословен Он, оживляющего все[10], как написано: «Все, что пожелал, Всевышний сделал на небе и на земле»[11] (и как объясняется выше, высшее желание — источник воздействия имени Гавайе подразумевается острием буквы «йод»).

Это и есть наказание «карет» [карат — «отсек», «отрубил», «разрубил»] — отсечена и прервана веревка [поток] проистечения от имени Гавайе, благословен Он, — [поток], который исходил от нижней «гей», как об этом говорилось выше. И как написано в главе «Эмор»: «И истреблена [отсечена, нихрета] та душа предо Мной, Я — Всевышний»[12]. Именно — «предо Мной». А другие грехи, за которые не следует наказание «карет», во всяком случае причиняют ущерб душе, как известно. И это называется «ущербом» [там] от слов — «щербинка на ноже» [пгимат гасакин][13]. Можно это сравнить с толстой веревкой, сплетенной из 613 тонких. Так же и «веревка» проистечения сверху, как говорилось выше, сложена из 613 заповедей. И когда человек нарушает, сохрани Б-г, одну из них, [одна] тонкая веревочка разрывается и т. д. Но и в том, кому следует наказание «карет» и смерть, еще остается впечатление от его Б-жественной души, и вследствие этого он может еще дожить до пятидесяти или шестидесяти лет, но не дольше. (И как написано от имени раби Ицхака Лурии, благословенна его память, в него [в человека] вступает категория, окружающая сверху[14] и т. д., — это неотносимо к физической жизни тела, и речь идет о пятидесяти годах жизни, или в наше время — как об этом говорится далее.)

К главе пятой

[1] Брейшит, 2:7.

[2] Дварим, 32:9. Слово хевель имеет также смысл «веревка». В начале стиха («Ибо доля Всевышнего — народ Его») говорится о происхождении души, о том, что она — часть имени Гавайе. Здесь же, в продолжении фразы, говорится о том, каким образом нисходит душа вниз. Намек на это содержится во втором значении этого слова — «веревка», и это объясняется далее в тексте.

[3] Ирмеягу, 23:24.

[4] Йешаягу, 6:3.

[5] Тикуней Зог ар, 51.

[6] Дварим, 4:39.

[7] Зогар, часть 3, стр. 255а.

[8] Йешаягу, 59:2.

[9] Высшее желание — источник заповедей Торы.

[10] Нехемья, 9:6.

[11] Тегилим, 135:6.

[12] Ваикра, 22:3.

[13] Малейшая щербинка делает нож резника непригодным; если он воспользуется таким ножом, мясо не будет кашерным.

[14] Часть души, не связанная с телом непосредственно. См. Тания, часть 1, конец гл. 11.


История еврейского народа 103. Хасидут

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Б-жественное Провидение послало человека из тех, которые посылаются на землю один раз за много поколений.

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

Хасидская история: «Что отверзает все врата?»

Неизвестный автор

Если у человека имеется простой топор, он войдёт в любую дверь...

Контроль за мыслями, хасидизм и психология

Рав Даниэль Левин

Не только добро, но и зло, как и все сотворенное, имеет своим источником Вс-вышнего