Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раввин поселения Мирон о войне на Севере Израиля

23 июля 2006 года, темы:

В эти трудные дни, когда израильские города подвергаются обстрелу и евреи должны отсиживаться «пока не пройдёт гнев», мы решили поговорить с раввинами тех городов, которые находятся под огнём: послушать, что они скажут о своих ощущениях, своей роли в этот тяжёлый час и об уроках, который можно извлечь из происходящего.

- В подобном положении следует проверить свои дела? - спрашиваем мы рава Меира Штерна, раввина поселения Мирон.

«Мы переживаем тяжёлые времена, но, что бы ни случилось, следует помнить: в мире нет случайностей. Это основа основ веры.

Если человек понимает, что существует только Творец мира и только от Него – всё, что происходит, то при любых ужасных событиях он сумеет подняться к более высокому страху – страху перед Всевышним, страху перед Небесами.

В таком положении следует проверить свои дела, так как «нет мучений без греха». Мучения тяжелы, но больше их – страх, особенно когда снаряды, несущие разрушение, проносятся мимо наших окон, падают возле наших домов. Не один, а десятки, сотни. Мы видим в том, что происходит, чудо из чудес. Святой, благословен Он, защищает народ Израиля и не даёт нашим врагам достичь всего, что они хотят».

- А как же смерть бабушки и внука в Мироне? – спрашиваем мы, и рав отвечает с болью:

«Есть известная притча о русском царе. Когда солдат из его армии нарушал приказ, его били до полусмерти. Однажды такое наказание назначили другу экзекутора. Экзекутор намекнул своему другу, чтобы тот не боялся: он позаботится о том, чтобы удары не были болезненными. И действительно, он наносил удар за ударом, и ни один из них не причинил боли. Однако последний удар был серьёзным и болезненным. Солдат посмотрел на своего друга с изумлением, как бы спрашивая: за что? Ответил ему экзекутор: «Я хотел, чтобы ты знал, насколько велико моё милосердие. Пока ты не знал истинной силы ударов, ты не мог по-настоящему оценить то, что я для тебя сделал».

Так и мы. Если за несколько метров от нашего дома падает ракета и есть, не дай Б-г, убитые и раненые, если мимо нашего дома пролетают снаряды, это Всевышний показывает, насколько велика Его милость и от чего Он спасает нас каждую минуту. Если бы не это, мы не знали бы настоящую меру милости Всевышнего».

– К раву обращались многие представители отечественных и зарубежных СМИ, но он отказался отвечать. Почему?

«Всё, чтобы я ни сказал в эти тяжёлые часы, было бы неуместно. Читать мораль? Человеку тяжело это слушать, когда ему страшно. Призвать не бояться? Но кто может достичь такого высокого уровня, на котором существует только страх перед Всевышним? Только единицы, а что уж говорить о женщинах с детьми… Если я скажу «не бегите» - это противоречит Галахе, потому что в случае, когда существует реальная опасность, спасаться бегством – обязанность. Мужчина один, пожалуй, может остаться и прятаться в убежище, но у него жена и дети. Постоянный страх сам по себе может принести большой вред неокрепшим душам. Накануне субботы мы в течение пяти минут слышали шум пятнадцати взрывов, это было настолько близко от нас, что стены и пол дрожали. Когда мы слышим такие взрывы, сколько времени это можно выдержать? А сказать людям «бегите» – тоже проблема, такие вещи снижают решимость народа противостоять. Поэтому в такой час «мудрому приличествует молчание». В это время каждый принимает решение для себя. Это не время советов всему обществу. Тому, кто меня спрашивает, я отвечаю в личной беседе».

- Связаны ли, по мнению рава, происходящие тяжёлые события с определённой причиной?

«Для меня лично ясно, что это связано с проблемой скромности и развращённости. Когда одеваются, как худшие из гоев, когда нет разницы между евреями и гоями, Всевышний «уходит». Мы – как овца среди семидесяти волков, которые боятся только пастуха. Когда пастух уходит, волки набрасываются.

Мы недавно читали недельную главу о Биламе-преступнике: когда он хотел проклясть Израиль, Всевышний не позволил, но когда евреи нарушили законы скромности, пало из них 24 тысячи человек, лучшие из народа.

Мы верим, что война Гога и Магога была во времена Катастрофы и после неё не приключится зла народу, живущему в Эрец-Исраэль. Народ в целом здесь защищён и находится «под охраной». Общество в целом не пострадает, но каждый отдельный человек нуждается в милости Небес, чтобы уцелеть.

Великий ребе из Цанца сказал о стихе «С Севера начнётся бедствие» (Ирмияу 1, 14), что рабби Шимон бар Йохай решил поселиться на севере Страны, чтобы охранять её от этого бедствия. И сказал ребе своим хасидам, что можно передавать от его имени, чтобы не боялись: рабби Шимон бар Йохай не даст бедствию прийти с севера. И ещё более велики праведники в своей смерти, чем при жизни.

В эти тяжёлые дни, во время ракетного обстрела, мы молились на могиле РАШБИ - Рабби Шимона бар Йохая. Только там я почувствовал душевный покой, который невозможно описать. Как маленький ребёнок, чувствующий себя уверенно, прячась за материнским передником. Мы чувствовали себя так хорошо и спокойно, когда снаружи всё дрожало от взрывов».

– Что надо делать в это тяжёлое время?

«Что сделал Мордехай-еврей? Собрал маленьких детей и молился вместе с ними. «Если Мордехай, пред которым ты начал падать, из потомков Иудеев, то не одолеешь его, а неминуемо падёшь пред ним» (Эстер 6,14). Т. е., если Мордехай приложит усилия вместе с «потомками Иудеев» - маленькими детьми, враги ничего не смогут с ним сделать. Так было на протяжении всех поколений. Я обратился вчера к адмору Гурских хасидов, раву Штейнману, раву Элияшиву чтобы получить их согласие на организацию молитвы, в которой примут участие все «от мала до велика», и они ответили, что рассмотрят эту возможность, т. к. вопрос очень серьёзный».

Читайте: Письмо раввинов о положении в Израиле


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.