Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

Я уже рассказывал, как мы пытались определить, является ли Ребецин надежным и верным человеком, оправдает ли она наши надежды. Сам факт, что мы нашли человека, отвечавшего таким высоким требования, способного вести нас по жизни, доказывает, что Б-г охранял нас. Ведь всё в жизни так непросто, ненадежно; так мало людей, заслуживающих доверия.

Нам хотелось понять, что лежит в основе цельности характера Ребецин. Встречи с Зейде и Мамой помогли найти ответ на этот вопрос. Для нас, выросших в ассимилированном мире Манхеттена и Общества Этической Культуры, Зейде и Мама представляли собой нечто совершенно непривычное. Первые слова, которые приходят мне на ум — это покой, умиротворенность. Действительно, в присутствии этих людей нас охватывало всеобъемлющее чувство покоя. Ощущением вечности и силы веяло от их образа жизни, уходившего корнями в далекое прошлое, к миру праведности; и нам хотелось попытаться попасть в этот мир. Это было как прекрасное, далекое видение из моих детских снов: в первый раз в жизни почувствовать себя «дома». Мы узнали много удивительного о Зейде и Маме, об их семье. Безусловно, знакомство с семьей укрепляло наше доверие к Ребецин. Чем больше мы погружались в историю семьи, тем большее впечатление эта история производила. Я не хочу сказать, что история семьи Юнграйсов представляет собой нечто исключительное. Существуют и другие еврейские семьи, которые могут проследить родословную на много поколений назад, вплоть до библейских времен. Удивительным в данном случае является то, что Юнграйсы сделали свою родословную, с ее прочным фундаментом и традициями, доступной другим и полезной для них.

Генеалогическое древо семьи Юнграйс приводит нас к царю Давиду. Можно, конечно, двигаться и дальше в глубь веков, к Аврааму и Саре. Эта история рода, генеалогия семьи, благородное, даже царственное происхождение, называется ихус.

Мне хотелось бы поделиться с вами рассказами о детстве Зейде, которые в свое время очень воодушевили меня и помогли понять, откуда взялась и как передавалась другим праведность, свидетелем которой я стал. Я знал Зейде и Маму. История их жизни, та реальность, о которой мы только слышали, оживала в общении с ними.

Зейде[1] родился в 1908 году в городе Босковиче (сегодня Чехия). В 1914 году, накануне Первой мировой войны, отец привел Зейде на кладбище, к могиле их предка, знаменитого рава Шаха, который жил примерно 250 лет до этого визита. Старое кладбище находилось в местечке Холошо. Отец Зейде долго и горько плакал у этой могилы. Наконец, он сказал: «Знай, сын мой, ты выживешь, и раввинская династия будет продолжена благодаря тебе».

Зейде побоялся спросить отца, что это означает, но понял — это исключительно важно. Только спустя тридцать лет, пройдя нацистский концлагерь Берген-Бельзен, он осознал, что имел в виду отец, Из восьмидесяти семи венгерских раввинов по фамилии Юнграйс, только ему и его семье удалось выжить.

Зейде, тогда еще молодой человек, стал равом Сегеда, второго по величине города в Венгрии. Сегед находится в южной части страны недалеко от границы с Югославией, где будущий маршал Тито вел партизанскую войну против Германии. Венгрия была последней из оккупированных нацистами стран Восточной Европы. Многие жители Венгрии пытались перебраться в Югославию, а Сегед был пограничным городом, куда стекались беженцы. Еще до начала войны Зейде и Мама создали семейную организацию Ацола (Спасение), призванную заниматься спасением евреев.

В 1943 г. в Венгрию из Польши был тайно переправлен Бельцский Ребе. Он скрывался в подвале одного из зданий в Будапеште. Зейде решил встретиться с ним. В то время любое передвижение по стране было сопряжено с опасностью нападения: в поезде или на улице евреев избивали, рвали бороды, издевались. Поездка из Сегеда в Будапешт занимала от четырех до пяти часов. С собой Зейде взял портфель, полный квитлах — просьб о благословении. Зейде пробрался к Ребе через окно в подвале.

Зейде нашел Ребе эмоционально опустошенным, подавленным: жена и дети Ребе были убиты нацистами у него на глазах. Ребе сказал Зейде (конечно, на идиш): «Сегедский рав, у меня нет сил давать благословения». Невозможно было поверить, что в эти дни можно выжить. Ребе назначил Зейде своим шалиахом, представителем, и тот, вернувшись в Сегед, благословил ожидавших его евреев от имени Бельцского Ребе. Спустя некоторое время Ребе был тайно перевезен в Израиль.

Теперь понятно, каков ихус Зейде? Царская семья.

Однако мы можем продвинуться в родословную Зейде дальше и понять еще больше.

Эта история началась поздним вечером в пятницу в Венгрии примерно в 1800 году. Молодой человек, чью бар мицву собирались праздновать в Шабат, спал. Вдруг его отец, проходя мимо спальни сына, услышал смех, открыл дверь и увидел, что сын мирно спит. И тогда отец решил его разбудить.

«Тате, я видел поразительный сон, — сказал мальчик. — Я стоял в нашем шуле. Было темно, но глаза скоро привыкли к темноте, и я обратил внимание на какое-то свечение. Вглядевшись, и увидел, что в одном углу стоит наш праотец Авраам. В другом углу я увидел Ицхака. В третьем — стоял Яаков, а в четвертом — Элияу Анави. Я растерялся — кого из святых гостей приветствовать первым? И тут я вспомнил: в ешиве нас учили — тот, кто увидит Элияу Анави и поприветствует его, получит благословение[2] огромной важности. Я вспомнил это и побежал с приветствием к Элияу».

С этого дня получивший благословение молодой человек обнаружил у себя удивительную способность — он мог излечивать болезни. По мере того как он взрослел, росла его известность, и люди со всего света стали искать встречи с ним.

Неподалеку жил один венгерский дворянин — ярый антисемит. Он имел обширные поместья и баснословное состояние. В какой-то момент заболел его горячо любимый сын. Болезнь прогрессировала, родители искали любую возможность спасти ребенка. Они привезли его в Вену, к самым известным врачам Европы, но все было напрасно. Казалось, приближался ужасный конец.

В доме у этого дворянина служила еврейская женщина, которая, собрав все свое мужество, решила поговорить с хозяином.

«Ваше превосходительство, неподалеку отсюда живет знаменитый раввин. Он обладает способностью исцелять безнадежно больных, Может быть, он поможет Вашему сыну».

Подавив свою неприязнь к евреям, вельможа послал за раввином. Тот пришел, и, пробыв некоторое время с юношей, сказал отчаявшимся родителям, что их сын поправится и будет жить. И случилось чудо — к молодому человеку начали возвращаться силы, и через некоторое время он полностью вернулся к жизни. Отца переполняла благодарность.

«Раби, я хочу сказать, что после встречи с Вами мое отношение к евреям изменилось. Дело не только в уверенности, что Ваше благословение спасло моего сына. Я поражен Вашей добротой, чувством собственного достоинства и способностью к состраданию. Я хочу отблагодарить Вас. Пожалуйста, скажите — чего бы Вы хотели, я готов сделать Вас очень богатым человеком».

Раби поблагодарил вельможу, но от какого-либо вознаграждения отказался, и попросил лишь об одном: из поколения в поколение передавать рассказ о спасении их сына благословением раввина.

Впоследствии этот раби стал известен под именем Минхас Ошер[3]. Минхас Ошер был прадедом Зейде. (Наш зять — раби Ошер Аншул Алеви Юнграйс носит именно его имя).

Перенесемся теперь на много лет вперед, в 1943 год. Зейде, отец Ребецин, находится в поезде; он отправился в путь, чтобы встретиться с евреями, разбросанными по всей Венгрии и оказавшимися в тяжелом положении. Путешествовать поездом по стране еврею опасно, к тому же Зейде один — по крайней мере, ему кажется, что он один.

В соседнем вагоне расположился отряд венгерских жандармов. Венгрия еще не была оккупирована, но местная полиция в своей злобной ненависти к евреям ничуть не уступала немцам. Обнаружив Зейде, они втолкнули его в купе и начали грубо допрашивать. В то время издевательства над евреями, избиения, вырывания бород, были обычным делом. С каждым днем мучители распоясывались все больше: глумясь над своими жертвами, они смеялись.

В это время по вагону шел венгерский офицер, и услышав шум из купе, куда привели Зейде, открыл дверь.

«Что тут происходит? А, у вас здесь еврей, эта свинья. Что-то вы к нему слишком добры. Эй ты, грязный еврей, пошли со мной».

С этими словами офицер схватил Зейде и, подталкивая в спину, повел по вагонам к своему купе.

Вскоре поезд неожиданно остановился. У вагона офицера ждал конвой и машина, куда и втолкнули Зейде. Толстое стекло отделяло водителя от пассажиров.

Офицер тихо обратился к Зейде на венгерском языке.

«Раби, я сожалею, что был груб с Вами, но я вынужден был так себя вести, иначе это вызвало бы у окружающих подозрения. Не бойтесь, Раби, я отвезу Вас домой».

«Я хочу, чтобы вы знали вот о чем, — добавил он. — Моего прадеда спас раввин по имени Минхас Ошер, святой человек. В нашей семье из поколения в поколение передается эта история. Мне рассказал ее мой отец и велел всегда относиться к евреям с уважением и защищать их. Раби, мне кажется, что сегодня я вернул небольшую часть нашего семейного долга. Без благословения Минхас Ошера ни я, ни мой отец никогда не появились бы на свет».

Вот так получилось, что правнук венгерского дворянина и правнук Минхас Ошера случайно встретились в венгерском поезде.


[1] О жизни семьи Юнграйс в Европе рассказал мне раби Яаков Юнграйс, старший сын Зейде и Мамы и брат Ребецин.

[2] В одной из песен, которую мы поем на исходе Шабата, о пророке Элияу говорится: «Счастлив тот, кто увидел его лицо во сне, счастлив тот, кто приветствовал его словами “мир тебе”, и кому он ответил: “мир тебе”.»

[3] Раби стали называть Минхас Ошер после выхода его книги с таким названием. Давать великому Раби имя, соответствующее названию одной из его книг — это освященная веками еврейская традиция. Так мы называем раби Исроэля Меира акоэна Кагана по имени его книги Хофец Хаим.

с разрешения издательства Швут Ами


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?