Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто опозорит бедного! Следует же быть ему вместо отца, утешая его и говоря с ним, как сказано: «Отец Я нищим».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Кочевое племя еврейского происхождения в Сахаре.

Даггатун (вероятно, от арабского «tughatun», неверные) — кочевое племя еврейского происхождения, жившее по соседству с Теменитом в марокканской Сахаре, в пределах оазиса Туата. Первые сведения о даггатун мы находим в описании путешествия р. Мордехая Аба-Сарура (1857) из Акки (Марокко) через Сахару в Тимбукту в Bulletin de la Socie ́ te ́ de Ge ́ ographie , 1895, XII .

Согласно р. Мордехаю, поселение даггатун в Сахаре относится к концу 7 века, когда на престол вступил Абд-эль-Малик, завоевавший всю территорию Марокко. Находясь под влиянием духовенства, Абд-эль-Малик пытался обратить всех жителей завоёванных территорий в ислам. Евреи, оказавшие упорное сопротивление, были изгнаны в пустыню Аджай. Та же участь постигла и туарегов-берберов, из которых только часть приняла ислам. Отторгнутые от связи с собратьями, даггатун в Сахаре постепенно утратили еврейские обычаи, язык и религию и вполне слились с туарегами, подданными которых они являлись во времена путешествия р. Мордехая.

Скудные данные, содержащиеся как в литературных, так и в материальных памятниках Северо-Западной Африки, не дают возможности судить о достоверности местного предания, лежащего в основе исторической части рассказа р. Мордехая. Нет положительных данных и о жизни даггатун в более позднее время. Если верить Горовицу (Марокко 1887, 58), число даггатун достигало нескольких тысяч. Они были рассеяны по разным оазисам Сахары, даже по течению рек Диаливы и Нигера.

По словам Горовица, даггатун были очень выносливы и воинственны; они вели постоянную борьбу с туарегами. Однако М. Слоущ в отчёте о своём путешествии в Сахару ( Hebre ́ o — phe ́ niciens et jude ́ o — berb ѐ res , Париж, 1908) заявляет, что борьба берберов не только с даггатун, но даже с евреями — чистейший вымысел. По его словам, у берберов до сих пор сохранилось множество еврейских обычаев и правил, например, характерный обычай в память разрушения Храма: невеста, войдя в первый раз в дом жениха, бросает яйцо об стену, причём смывать пятно запрещается. Оставаясь официально на почве ислама, даггатун при первой возможности образовали особую секту, имеющую мало общего с правоверным исламом. Арабы их называют ругательным именем йегуди.

С евреями даггатун находились в наилучших отношениях, благодаря чему евреи в описываемые времена удерживали в своих руках торговлю в пустыне. Следы еврейства встречаются по всем оазисам в названиях местностей, например, « Tell — el — Jehududjah » в окрестностях Меураты, в многочисленных бедуинских и берберских легендах о царице Фанане, в надписях и т. д. Всё это, как и наличие большого числа еврейских сказаний, собранных у Бассэ в « Nedromah », свидетельствует, что в доисламский период многие берберские племена обратились в еврейство и слились с евреями, пока победоносное нашествие арабов не заставило их принять ислам.

Посмотреть статью «Иудаизм и Ислам»


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.