Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа основ и сущность человека — распознавать ценное и важное»Рав Йерухам Левовиц, “Даас, Хохма у-Мусар”
В чём мандейцы обвиняют христиан?

Мандейцы — секта, учение которой является смесью христианства, иудаизма и язычества. Последователи её живут в Нижней Вавилонии, на территории Wasit и Bassora и говорят на арабском и персидском языках. Священные книги мандейцев написаны на арамейском языке, очень близком к языку Вавилонского Талмуда, азбука же очень напоминает древне-пальмирскую. Кроме названия «мандейцы», происходящего от מנדא דחייא (слово жизни, собственно gnosis vitae, מנדע=מנדא ), они в своих сношениях с другими общинами употребляют слово «Сабиане», «Сабийцы», называя своих начётчиков «насореями» (נצורייא).

Европейские учёные 17 века, впервые узнавшие об их существовании, называли их «христианами св. Иоанна» (крестителя) ввиду того почёта, которым пользуется у них этот последний, и потому, что они часто совершают обряд омовения. Священные книги мандейцев представляют собой отрывки и по своему происхождению относятся к самым разнообразным эпохам. Наиболее интересными являются גנזא («Сокровище») и סדרא רבא («Великая книга»), написанная приблизительно между 650 и 900 годами. Книга эта разделена на две неравные части: бόльшую, предназначенную для живых, ימינא («одесную»), и меньшую, סמאלא, («ошую»), содержащую молитвы, которые читают при погребении священников. В этой книге излагаются религиозные воззрения с заметным еврейским влиянием, следы которого находят и в Талмуде, и в мидрашах, и — в изменённой форме — в Каббале.

Книга גנזא даёт три противоречащих друг другу рассказа о сотворении мира. Наименее сложным является следующий. Вначале существовала триада: «Пира Рабба» (Великий плод), «Аяр Зива Рабба» (Эфир Великого сияния) и «Мана Рабба» (Великая пища). Последний, Манна, является важнейшим из троицы — царём света, от которого произошло всё. От него произошёл и «Великий Иордан», проникающий весь эфир, царство Аяра. Мана вызвал к жизни חייא קדמייא (хайе кадмайе — первичную жизнь), а затем удалился, открываясь только душам самых благочестивых мандейцев. Как правящее божество хайе кадмайе служит предметом поклонения. Оно произвело многочисленных ангелов (собственно, богатства) и חייא תניינא (хайе тиньянэ — вторая жизнь) или «Юшамин», что соответствует Б-гу Израиля, Которого гностики признавали «божеством низшего ранга».

Следующей эманацией является מנדא דחייא или «первый человек» ( גברא קדמייא, в Каббале אדם קדמון). «Юшамин» сделал попытку овладеть верховной властью, но попытка его не удалась, и он был изгнан из чистого мира эфира в мир низшего света. מנדא דחייא открывался людям, принимая самые различные виды, так, например, он явился в виде трёх братьев: Гибил, Шитиэль и Анош (библейские Эвель, Шет и Ханох). Из ангелов наиболее значительными являются хайе тэлите (חייא תליתיא — третья жизнь), он же «Абатур» — «отец ангелов». Хайе Тэлитэ сидит на краю мира-света, взвешивая на своих весах деяния духов, восходящих к нему.

Петахиэлю (он же Гавриэль) было поручено создать землю и населить её. Он же сотворил Адама и Хаву, но не сумел вдохнуть в них жизнь. Это сделали Гибил, Шитиэль и Анош, которые вдохнули в них от духа самого Мана Рабба. Гибил передал первым людям веру, поведал им, что их сотворил не Петахиэль, а великое божество, стоящее гораздо выше его. Петахиэль был изгнан в низший мир, имеющий четыре входа и три ада. В преисподней царствует сам грозный царь Шедун (Асмодей). Облечённый силой Мана Рабба, Гибил сошёл вниз и создал Руху, мать коварства и обманов, царицу тьмы (см. Лилит). Руха родила последовательно 7, 12 и 5 сыновей, и все они были унесены в небеса Петахиэлем. Первые 7 — наши 7 планет, 12 — знаки Зодиака, а судьба последних неизвестна.

Мир, по верованию мандейцев, будет существовать в течение 480.000 лет, разделённых на 7 эпох, из них каждая управляется другой планетой. Весь род людской был трижды истреблён за исключением одной пары. Библейские пророки являются, по мнению мандейцев, «лжепророками». Такими были и Авраам (живший, по их исчислению, через 6000 лет после Ноаха), Миша (Моисей) и Шлимон (Соломон), которому служили дьяволы (ср. Гитин 68а). «Истинным» пророком был Иахия (Иоанн), сын Захарьи — бывший воплощением Гибила. В течение 40 лет он крестил бесчисленное множество людей в Иордане, где по ошибке крестил и лже-пророка Иишу Мешиха (Иисуса), сына Рухи Кадишты.

Младший брат Гибила Анош тоже сошёл с неба, совершал чудеса и распял лже-мессию. Он проповедовал «истинную» веру, разрушил город Иерусалим и рассеял евреев по всему миру за то, что они предали смерти Иахию.

Особенно интересно отметить, что мандейцы обвиняют христиан в употреблении еврейской крови для приготовления просфор.

Читайте: Мессия и лже-Мессия

Христианство и Иудаизм


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваера

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Властелин, господин и другие синонимы этого слова