Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Всякий раз, когда требуется выполнить какую-то важную заповедь или сделать что-либо для других людей, оказать им помощь в духовном возвышении, и есть опасение, что этому могут помешать, — следует мудро планировать все свои действия и не оповещать широко о своих намерениях.

Мидраш рассказывает нам о том, с какой предусмотрительностью готовился Авраам к исполнению заповеди жертвоприношения Ицхака. Что следует сказать Саре перед тем, как идти? Сообщить ей истинную цель похода? Но она — женщина, ее разум не вместит и не вынесет этого, и она, может быть, не даст разрешения! Ничего ей не сказать и выйти тайно? Тогда, обнаружив пропажу Ицхака, она может наложить на себя руки, не дай Б-г! Вооружился он всей своей мудростью и сказал ей: «Купи нам еды и напитков, и устроим сегодня торжество!» «По какой причине?» — спросила она. Ответил он ей: «У таких старцев родился сын. Это достаточная причина!» Во время трапезы сказал он ей: «Ты знаешь, что мне было всего три года, когда узнал я своего Творца. Этот юноша (Ицхак) уже большой и еще не получил должного воспитания. Есть одно хорошее место, где дают такое воспитание. Может быть, я могу отвести его туда?» Ответила Сара: «Бери его, и идите с миром!» Встал Авраам рано утром и сказал: «Пока она спит, пойдем, ибо, проснувшись, она, быть может, передумает» (Ялкут Берешит).

Сколько же замечательного и поучительного можем мы выучить из этого мидраша!

С одной стороны, Авраам хорошо понимал, что, несмотря на прямой и ясный приказ Всевышнего, он должен получить у Сары разрешение. С другой стороны, он осознавал, что следует вести себя в соответствии с дерех эрец и сделать все, чтобы не нарушить мира в семье и не причинить Саре излишних страданий. Поэтому он должен был призвать на помощь всю свою мудрость и действовать с хитростью. Мы видим, что он не позволил, чтобы прямота и простодушие ввели его в заблуждение, и не сказал себе: «Моя жена — величайшая праведница и наверняка согласится с приказом Всевышнего!» Он знал природу женщины и опасался, что не добьется согласия жены. И, поскольку у него был приказ Всевышнего, он не имел права вводить себя в дополнительные испытания (связанные с Сарой) и ставить под угрозу исполнение заповеди.

Каждый человек встречается с подобными испытаниями (главным образом, в своей собственной семье). Необходимо вооружиться мудростью, а не наивной простотой, и избегать излишних конфликтов. И не нужно также обвинять других, что они препятствуют выполнению заповедей; вместо этого следует стараться обходить препятствия, действуя с умом. А если человек не знает, как поступить, пусть спросит совета у пожилых и умудренных.

с разрешения издательства Швут Ами


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.