Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Всякий раз, когда требуется выполнить какую-то важную заповедь или сделать что-либо для других людей, оказать им помощь в духовном возвышении, и есть опасение, что этому могут помешать, — следует мудро планировать все свои действия и не оповещать широко о своих намерениях.

Мидраш рассказывает нам о том, с какой предусмотрительностью готовился Авраам к исполнению заповеди жертвоприношения Ицхака. Что следует сказать Саре перед тем, как идти? Сообщить ей истинную цель похода? Но она — женщина, ее разум не вместит и не вынесет этого, и она, может быть, не даст разрешения! Ничего ей не сказать и выйти тайно? Тогда, обнаружив пропажу Ицхака, она может наложить на себя руки, не дай Б-г! Вооружился он всей своей мудростью и сказал ей: «Купи нам еды и напитков, и устроим сегодня торжество!» «По какой причине?» — спросила она. Ответил он ей: «У таких старцев родился сын. Это достаточная причина!» Во время трапезы сказал он ей: «Ты знаешь, что мне было всего три года, когда узнал я своего Творца. Этот юноша (Ицхак) уже большой и еще не получил должного воспитания. Есть одно хорошее место, где дают такое воспитание. Может быть, я могу отвести его туда?» Ответила Сара: «Бери его, и идите с миром!» Встал Авраам рано утром и сказал: «Пока она спит, пойдем, ибо, проснувшись, она, быть может, передумает» (Ялкут Берешит).

Сколько же замечательного и поучительного можем мы выучить из этого мидраша!

С одной стороны, Авраам хорошо понимал, что, несмотря на прямой и ясный приказ Всевышнего, он должен получить у Сары разрешение. С другой стороны, он осознавал, что следует вести себя в соответствии с дерех эрец и сделать все, чтобы не нарушить мира в семье и не причинить Саре излишних страданий. Поэтому он должен был призвать на помощь всю свою мудрость и действовать с хитростью. Мы видим, что он не позволил, чтобы прямота и простодушие ввели его в заблуждение, и не сказал себе: «Моя жена — величайшая праведница и наверняка согласится с приказом Всевышнего!» Он знал природу женщины и опасался, что не добьется согласия жены. И, поскольку у него был приказ Всевышнего, он не имел права вводить себя в дополнительные испытания (связанные с Сарой) и ставить под угрозу исполнение заповеди.

Каждый человек встречается с подобными испытаниями (главным образом, в своей собственной семье). Необходимо вооружиться мудростью, а не наивной простотой, и избегать излишних конфликтов. И не нужно также обвинять других, что они препятствуют выполнению заповедей; вместо этого следует стараться обходить препятствия, действуя с умом. А если человек не знает, как поступить, пусть спросит совета у пожилых и умудренных.

с разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!