Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я служу в армии, почему Б-г послал мне плохого командира?

Темы: Испытание, Армия, Исправление качеств, Рав Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Здравствуйте, я солдатка в Армии Обороны Израиля и решила обратиться к вам за советом. Я читала на этом сайте вопросы к раввину, ответом одного из них было: «На все воля Всевышнего, и нужно это принимать». Это безусловно так, но у меня вот такой случай. Дело в том, что я получила базу с командиром, у которого со мной отношения на почве холодной войны. Я уже просилась на другую базу, ходила к начальникам, слез было море, но ничего не продвигается. И у меня возникает вопрос: неужели мне это принять? Или Всевышний устраивает такие испытания, чтобы я с ними боролась? Но, если я буду бороться, получается, я пойду против Его воли? М.

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемая М.!

Вы задаете важный и правомерный вопрос. Когда с религиозным евреем что-то случается, может пробудиться противоречивое чувство: принять это покорно, пассивно, как Волю Творца, мол, «такова судьба», или видеть это как испытание и начать активно сопротивляться предначертанной судьбе?

Это противоречие можно решить, прояснив, что значит «принять Волю Творца» и что значит «испытание Творца».

Основа нашего мировоззрения — что Творец управляет миром Частным Провидением, суть которого — создать человеку условия для личного исправления и воздать за это по мере Правосудия. Поэтому всё, что происходит с человеком, все события его жизни, является для него испытанием.

Если человеку удастся достойно пройти испытание, то он меняет себя, становится более совершенным и удостаивается Б-жественной награды. Но если человек решит уклониться от этого испытания, то лишается шанса на изменение себя, самосовершенствование и вознаграждение. Выбор в руках человека.

И тут следует обратить внимание. Кто устанавливает испытание? Как было сказано, не сам человек, а Творец. Так вот, какое именно испытание посылается и что надо принять как Его Волю, покорно (что само по себе является испытанием)? Поэтому у верующего еврея не возникают вопросы, почему именно он попал в автокатастрофу или в теракт, почему заболел или близкие умерли и т.д.

И только после того, как всё случившееся было принято как должное, как «всё для добра делается», отсюда и дальше начинается испытание.

А испытание состоит в выборе между желанием (Волей) Творца, которое описано в Торе, Шулхан Арухе и книгах по мусару (еврейской этике), и желанием человека, которое продиктовано личным несовершенством. Кто стремится пройти испытание, должен прояснить для себя Волю Творца, то есть, понять, как в идеале следует себя вести, и тогда станет понято, что конкретно надо предпринять.

В свете сказанного можно прояснить Вашу ситуацию.

Ваше назначение именно на эту военную базу и именно с таким командиром следует принимать без «претензий», покорно, на то Воля Творца. А вот, следующим этапом, надо видеть это как испытание. А от испытания не убегают, а его преодолевают.

Что конкретно произошло, только Вам известно. Но, предположим (только как теория), что к Вам отнеслись непочтительно: то ли командир базы на вас накричал, то ли не посчитался с Вашим мнением, то ли послал не на ту работу, то ли не дал выходной и т.д. и т.п. Вы столкнулись с неуважением, и это для Вас испытание. Для чего оно послано Вам? Вполне возможно, что Творец готовит Вас к условиям жизни в будущем, когда придётся с этим сталкиваться чаще (к примеру, с властной свекровью, начальником на доходной работе и т.д.), и лучше до того научиться, как в таких ситуациях правильно реагировать и себя вести.

Простой анализ сравнения с эталоном человеческой души приводит к выводу, что в таких ситуациях вся проблема в гордости. Гордость и заставляет почувствовать себя обиженной и оскорблённой, создаёт дискомфорт и желание от этой ситуации побыстрее избавиться.

Что же делать?

Вместо того чтобы начать сражаться с командиром, следует сразиться с завышенной чувствительностью восприятия. И если начать работать над собой, изучать книги по еврейской этике, то, постепенно, можно научиться видеть себя не столь важной персоной, и тогда все замечания и критику можно будет принять более умеренно.

Как результат (хотя бы в теории), окажется, что Вам удалось наладить нормальные отношения с конфликтным человеком, научить себя сдержанности, стать скромнее, почувствовать вкус успеха, ощутить уверенность в себе и т.д. Или, другими словами, приблизиться к эталону совершенства. А так можно построить качественно другую жизнь и в этом мире и в грядущем.

Дай Б-г всем нам достойно пройти испытания жизни.

Всех Вам благ.

С уважением, Ашер Кушнир

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».