Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нельзя хотеть материального?

Темы: Смысл жизни, Деньги, Достаток, Рав Яков Гельфман, Материальные блага

Отложить Отложено

Шалом! Объясните, пожалуйста, в чем заключается суть «жажды денег»? Получается, нельзя хотеть материального? Вопрос возник после прочтения ответа на этот вопрос. Извините за наивность, но честно — никак не могу понять: живем в материальном мире, если покупать, так надо — самые лучшие фрукты и овощи и т.д. Деньги ведь — необходимость. С ув., Юлия

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемая Юлия,

Попробуем разобраться, когда материальные желания являются легитимными, а когда они проблематичны.

Вначале подчеркнем, что «переориентация» желаний от сугубо материальных к духовным, чего желает от нас Тора, не может произойти внезапно. Это происходит постепенно, если мы прилагаем усилия в нужном направлении, без лишней эйфории, когда мы глубоко анализируем свою сущность и открываем в себе ранее неведомые пласты.

Поэтому найти ответ на Ваш вопрос очень важно, чтобы правильно, а не поверхностно (и поэтому искаженно) понять слова Рамбама, о которых идет речь.

Чтобы понять, что Рамбам имеет в виду, говоря о раскаянии в «жажде денег», следует сначала понять, чего он в виду не имеет.

Об этом ясно пишет раби Моше Хаим Луццатто в своей книге Путь Праведных.

Большая ошибка, говорит Рав Луццатто, думать, будто Тора призывает к самоуничижению и тому подобным вещам. В чем же проблема?

Одной фразой это можно выразить так: «Проблема в том, что человек средство превращает в цель».

Например, каждому понятно, что пища — это средство для поддержания жизни. И Тот, Кто сотворил мир (благословенно имя Его), позаботился о том, чтобы она была разнообразна и обладала великолепным вкусом. Но сказать, что человек живет, для того, чтобы есть?..

И так же обстоит дело со всеми остальными потребностями. Нельзя их превращать в идолы, то есть делать из потребности самостоятельную ценность.

Смысл жизни человека намного выше, и жаль растрачивать свои усилия и чаяния на временные и ненадежные удовольствия этой жизни. Правильно — пользоваться благами этой жизни как одним из источников сил, душевных и материальных, для постижения настоящего и вечного.

Но человек создан так: если он получает удовольствие от чего-либо, ему свойственно стремиться к этому вне всякой меры, часто причиняя самому себе вред (например, чревоугодие, наркотики и т.д.). Это наше свойство делает возможной свободу выбора. Задача человека — направить свои устремления на самосовершенствование. Тогда другие желания займут подобающее им место и не будут отвлекать от достижения главной цели.

Вот это и значит — раскаяться в жажде денег. Деньги нужны, но жаль тратить наши мыслительные и другие ресурсы на их приобретение только для того, чтобы было хорошо на душе от обладания ими.

Знаменитый Хафец Хаим приводит такой пример. Человек, который жил в хорошем доме, с дорогой мебелью (которую изредка менял для разнообразия), короче говоря, ни в чем себе не отказывал, когда оставит тело в земле и окажется наедине с душой, придет в отчаяние, поняв, что растратил жизнь на «несколько конфеток». А имел возможность подняться на невообразимые высоты!

Желаю успехов — материальных — ради достижения духовных, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).