Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вести за собой способен лишь тот, кто умеет себя вести, не даёт волю эмоциям, не идёт у них на поводу»Рав Ноах Орловек
Этика иудаизма и каббала: РАМХАЛЬ

Рабби Моше Хаим Луццато родился в Италии, в городе Падуя. Родители смогли дать сыну не только еврейское, но и классическое европейское образование: кроме ТаНаХа, Талмуда, Мидраша и раввинской литературы он учил классические языки, итальянскую литературу и точные науки. Уже в юном возрасте его считали гением. Подобно многим молодым людям своего времени, Рамхаль интересовался каббалой, которая впоследствии стала для него основным предметом изучения. Его учителем в области еврейской мистики был рабби Йешая Басен, занимавшийся с небольшой группой молодых талмидей-хахамим (талмид-хахам — знаток Торы; дословно — «ученик мудреца»).

В 1727 г. Рамхаль первый раз услышал голос магида («наставника» — посланца Небес, открывающего человеку высшие тайны). Это событие определило его жизненный путь. Магид часто говорил с ним, и Рамхаль записывал его слова. Впоследствии они легли в основу его каббалистических произведений. Через какое-то время Рамхаль начал посвящать товарищей по учебе в раскрывшиеся ему тайны. Раввины Венеции с сомнением относились к каббалистической деятельности этой группы и подозревали ее в том, что она ставит своей целью зарождение нового мессианского движения. Луццато обвинили в саббатианстве. После множества острых споров между его противниками и приверженцами Рамхаль согласился воздерживаться от упоминания в своих работах слов магида и от распространения учения каббалы среди евреев, проживающих в странах диаспоры*. Несмотря на это соглашение, раввины продолжали подозревать, что он запутался в сложных аспектах мистического учения, и считали, что его книги плохо влияют на людей.

В 1735 году Рамхаль решил переехать в Амстердам. По дороге в Голландию он посетил проживавшего во Франкфурте-на-Майне рава Яакова а-Коэна в надежде найти у него поддержку. Но франкфуртский раввин, ознакомившись с рукописями Рамхаля, пришел к выводу, что раввины Венеции были правы в своей оценке деятельности молодого мудреца. Некоторую часть написанного Рамхалем он сжег. Другие рукописи спрятал**.

В Амстердаме Луццато провел несколько спокойных лет. Но стремление к духовному освобождению еврейского народа и желание сбросить с себя тяжкий груз запрета распространять учение каббалы побудили его в 1743 году переехать в Эрец-Исраэль. Он поселился в городе Акко в надежде, что в недалеком будущем встретит здесь множество евреев, возвращающихся на родину. Но ему не было суждено прожить долгие годы. Его жизнь унесла эпидемия, бушевавшая в Эрец-Исраэль в 1747 году, во время которой погибли также его жена и сын.

Помимо многочисленных работ по каббале («Путь Творца», «Знание Сердца», «Первоосновы»), Рамхаль написал также несколько работ, посвященных мусару — науке о воспитании в себе высоких человеческих качеств и трепета перед Небесами. Самая известная и важная из них — «Месилат йешарим» («Путь праведных»). Эта книга не перестает быть и в наши дни одним из наиболее актуальных и тщательно изучаемых трудов по этике Торы. В литовских йешивах, присоединившихся к движению «Мусар»***, она служила основным пособием по воспитанию в учениках высоких моральных качеств.

Творчество Рамхаля охватывает самые разные области. Он написал несколько книг, посвященных теории поэзии («Язык учебы», «Книга логики» и «Книга поучений»), а также целый ряд стихотворных художественных произведений. Рамхаль также является автором трех пьес: «Подвиг Шимшона», «Хвала праведникам» и «Скала силы».

Несмотря на то, что для современников Рамхаль был спорной личностью, после смерти он удостоился признания в большинстве еврейских кругов Европы. Хасиды, их противники и даже деятели просветительского движения — все нашли в его произведениях основы, повлиявшие на их деятельность и идеологию.

На нашем сайте опубликованы некоторые труды РАМХАЛя в переводе на русский.

* Запрет не распространялся на евреев, проживавших в Земле Израиля. Авторитеты в области еврейской мистики считают, что сами свойства Земли Израиля способствуют постижению тайных смыслов Торы. Другой причиной исключения еврейских общин, проживавших в Земле Израиля, из запрета распространять знания каббалы было то, что евреи Эрец-Исраэль были удалены от европейских общин и практически не оказывали на них влияния.

** Впоследствии Виленский Гаон рабби Элиягу, считавший себя учеником Рамхаля (в том смысле, что книги Моше Хаима Луццато оказали на него большое влияние), предпринял поездку в Амстердам в надежде найти там пропавшие рукописи гения кабалы. Однако это ему не удалось, и он вернулся в Вильну.

*** Этическое движение в иудаизме, основанное в 1842 году рабби Исраэлем Салантером (Липкиным), было создано как противовес течениям, позволявшим евреям Европы уходить от общины и еврейского образа жизни.

Из журнала «Мир Торы», Москва.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»