Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Исраэль Меир Акоэн (1838—1933), которого чаще звали Хафец Хаим (по названию одной из его книг). Родился он в Белоруссии, Тору учил в литовских ешивах. В 18 лет переехал в Радин, что под Вильнюсом, который в еврейских сочинениях той поры известен под именем «Литовский Иерусалим» — из-за большого числа ешив и высокого уровня преподавания Талмуда в них.

Все свои силы он посвятил учебе, живя очень скромно и кормясь работой в мелкой лавке, но и в ней больше сидел над книгами, чем торговал. Уже получив звание раввина, он долго отказывался принять любую должность — только чтобы не отрываться от занятий. Его имя связано с созданием знаменитой Радинской ешивы, которая быстро приобрела славу лучшей в Восточной Европе. Хафец Хаим был одним из основателей существующей поныне межгосударственной еврейской организации «Агудат Исраэль», а также инициатором появления на свет другой важного учреждения — «Ваад Аешивот». Книга «Хафец Хаим» («Тот, кто жаждет жизни»), посвященная законам «лашон а-ра» (запрету на злословие), вышла в свет в 1873 году и сразу приобрела популярность во всем еврейском мире. Известен и сборник дополнений к этой книге — «Шмират алашон» («Охрана речи»). Но самое знаменитое его сочинение — «Мишна Брура», представляющее собой расширенный и исчерпывающий комментарий на «Орах Хаим» (одну из четырех частей «Шульхан Аруха»; см. в настоящем выпуске). «Мишна Брура» принята во всех современных еврейских общинах как авторитетный кодекс законов Торы и положений, установленных мудрецами.

Из его высказываний приведем только одно: «Нельзя выполнить заповедь наложения тфилин, даже если тысячу раз повторить стих Торы “И повяжи их (эти слова) себе на руку”. Подобно этому нельзя выполнить другую заповедь — любить Всевышнего, — даже если дважды в день повторять стих “И полюби Всевышнего, твоего Б-га, всем своим сердцем и всей своей душой…” Надо много трудиться, чтобы разбудить в своем сердце любовь к Тому, Кто тебя создал».


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.