Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раввин спросил меня, что значит быть евреем, и я попал в лёгкий ступор...

Темы: Еврей, Самосовершенствование, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом. Вот уже три года как я начал интересоваться иудаизмом и больше полугода как начал жить еврейской жизнью (соблюдать заповеди, общаюсь с евреями, хожу в синагогу, посещаю могилы праведников, ношу кипу и цицит, изучаю соответствующую литературу).

И вот настал момент посещения раввина, занимающегося вопросами кашрута и Галахи. Беседа прошла отлично. Но на вопросе «что значит быть евреем?» я попал в лёгкий ступор. Перечислил все религиозные аспекты, но этого оказалось мало. Для себя я понимаю, что быть евреем — это означает полное слияние с еврейским народом, каждый еврей будет моим братом, моей семьёй и я должен взять на себя полную ответственность за каждого еврея в отдельности и за весь народ в целом… Что значит быть евреем? Что такое — еврей? Заранее благодарен вам за ответ. Л.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Л.,

Чтобы ответить на Ваш вопрос, сделаем небольшое уточнение.

Обычно, когда мы называем какой-либо предмет\явление и т.д., имеем в виду его суть, его основную функцию. Например, говоря об автомобиле, в первую очередь подразумеваем средство передвижения, говоря о дожде, — воду и т.д.

Чтобы ответить на вопрос «что значит быть евреем?», нужно понять, какова суть, назначение еврея.

Ответить на вопрос может помочь следующее определение, данное нашими мудрецами: «Народ Израиля, Тора и Всевышний — одно целое»[1]. Всевышний дал нам возможность достичь совершенства и средства, которые нам помогут его достичь и устранить свои недостатки. То есть, как бы «прилепиться» к Всевышнему, приобщиться к Его качествам, совершенству, в каком-то смысле становясь с Ним единым целым. Это и есть «основная функция», суть еврея. Как же она выполняется? Что такое «быть евреем»?

Наши мудрецы говорят[2] об этом так:

Глубочайшей мудростью Творца мир устроен таким образом, что у человека есть возможность даже при самом материальном занятии достичь большего совершенства. Для этого Всевышний принял в расчет недостатки, заложенные в природе человека. И соответственно этому установил для нас законы использования мира и намерения, которыми мы должны руководствоваться, выполняя эти законы. Если мы действуем в соответствии с ними и с тем намерением, которое предписал Творец, то такое действие создает совершенство. И так будет удалено то, что отдаляет человека от Б-га. Эти законы — заповеди Всевышнего, предписывающие и запрещающие. Выполнение каждой из них способствует приобретению человеком одного из видов совершенства и развитию его, и устранению какого-либо недостатка. При выполнении их возвышаемся не только мы сами, но и весь окружающий мир. Следует помнить также, что Творец дал нам мощнейшее средство приближения к Себе. Это — изучение Торы. Ведь, как говорят наши мудрецы, Тора — наибольшее подобие Сущности Всевышнего, которое может существовать в Творении!

То есть, вкратце, «быть евреем» означает жить так, чтобы «прилепиться» к Всевышнему, к Его качествам, к самому совершенству. Пользуясь теми средствами, которые Он нам для этого дал: изучением Торы и выполнением Его заповедей. Именно так мы выполняем свое назначение, свою функцию.

Желаю Вам больших успехов на Вашем пути, в еврейской жизни!

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Зоар, Ахарей Мот, 73:1

[2] См. первую часть книги РаМХаЛя Дерех а-Шем, о служении Творцу.

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше