Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Запрещено ли употреблять кока-колу?

Темы: Запреты, Кашрут, Забота о здоровье, Еда, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Есть у нас заповедь беречь свое здоровье. В последнее время все больше слышится разговоров об однозначном — и немалом — вреде некоторых продуктов (есть множество обнародованных экспериментов, это дело подтверждающих и пр.). Опасайтесь ГМО — кричат в интернете и на улицах. Должны ли мы пассивно остерегаться подобного рода еды (то есть, при прочих равных отдавать предпочтение пище не трансгенной), или следует как от огня бежать от нее, избегая любых контактов с трансгенами? Так, например, покупая молочные продукты здесь, в РФ, мы почти наверняка можем быть уверены в том, что коровушки-то кормлены гмо-зерном (особенно это никем не скрывается), более дешевым, которое выращивать здесь пока официально не разрешали, но активно завозят отовсюду?

И еще меня всегда интересовало: в религиозной среде (и, разумеется, не только в ней) распространено употребление напитков типа кока-колы, весьма сомнительной полезности (кстати, в ней, по всей видимости, тоже не обходится без гмо-сахара, потому что сахарная свекла с измененными генами культивируется сейчас, наряду с кукурузой, повсеместно). Понятно, что явной угрозы жизни они — как и другая кошерная «не полезная» еда вроде чипсов — не представляют. Однако в любом случае употребление их сказывается на скорости и качестве обменных процессов в организме, уменьшает силы, отбирает дополнительную энергию, которая направляется в теле на ликвидацию «загрязнения», брожения и всяких прочих неприятных дел. Получается, самовольно отнимаем у себя часть здоровья, в то время как на это есть запрет.

Если я правильно это понимаю — то это настоящая беда, отчего же никто не говорит во всеуслышание о ней? Где остерегающие статьи, лекции, книги? — это же тема первостепенной важности. Та, с которой мы постоянно соприкасаемся.

Очень много можно слышать о здоровье духа, о работе с ним и над ним, развитии его и пр. А — тело? Каждому понятно, что следует стремиться быть не-больным. Но когда речь заходит о духовном — разбираются мельчайшие подробности, такие, до которых рядовому религиозному гражданину (особенно женского пола) в житейской суете еще докапываться и докапываться. А тут — вот оно, наше тело (которое, когда болеет или не лучшим образом себя чувствует, особенно громко кричит о своем, материальном, главенстве): до него никому нет дела — а оно постоянно с нами. Не следует разве научить по-настоящему заботиться о нем, а не ограничиваться общими рекомендациями (чистите зубы не реже х-раз в день, и хорошо бы почаще мыться).

И, заметьте, не контролируя (в том, что зависит от нас) полностью его состояние — то есть, бросая в топку что ни попадя (главное — стоит значок бадац на упаковке) в немыслимых сочетаниях и иногда количествах, — мы чуть ли не осознанно затуманиваем мысль (а, значит, и оттеняем сосредоточенную учебу, молитву) вздутием и урчанием живота, плохим самочувствием. Как же так?

Недоумение мое увеличилось (и привело к тому, что вопрос, наконец, задан) после того, как в беседе с одной очень образованной в религиозном отношении дамой (авторитет её весьма высок, и она обучает других) я, обмолвившись об особенно заинтересовавших меня после продолжительной болезни «телесных» аспектах алахи и еврейского мировоззрения, услышала от нее, что, занимаясь такими вещами, я очень теряю в духовном отношении, уже потеряла и отъехала на духовном эскалаторе достаточно для того, чтобы вскоре приплющиться к земле: «Это тебе твой “конь” подкидывает такие мысли, займись лучше “наездником”». Правда, так и следует сделать? Н.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, поскольку человек получил от Всевышнего такой замечательный и уникальный подарок как человеческое тело, созданное с величайшей мудростью, на нем лежит обязанность беречь и хранить его.

Приведем слова рава Шимшона Рефаэля Гирша (Хорев) о том, насколько значима обязанность следить за здоровьем и «целостностью» своего организма: «Знай же, что и твое тело, и твои силы, и то недолгое время, которое ты находишься на этой земле, принадлежат не тебе… Они ведь были даны тебе только с тем, чтобы ты использовал их как орудие и средство, чтобы с их помощью выполнять свои обязанности. Поэтому ты обязан распоряжаться своим телом подобно тому, как ты ведешь себя с другими своими дарами — только согласно воле Творца и порядку, установленному Им, но уничтожать, губить, разрушать орудия… не дай Б-г, не дай Б-г такое делать! Это недопустимо!».

В Талмуде говорится о множестве вещей, которые являются опасными и вредными для здоровья человека. В Шулхан Арухе даже выделена отдельная глава, которая говорит о таких предметах и действиях — Йорэ Дэа 116. И, безусловно, запрещено пренебрегать этим и халатно относиться к таким вопросам. Скорее, наоборот, еврейский закон относится к тому, что опасно для здоровья, гораздо строже, чем к обычным запрещенным предметами и действиям. Это можно видеть, например, в законах «аннулирования». Соответственно, те продукты и действия, которые известны нашим мудрецам как опасные и вредные для здоровья, или такие, опасность которых однозначно и стопроцентно доказана современной наукой, будут запрещены. Характерным примером последнего является курение, которое осудили величайшие мудрецы нашего поколения. Они запретили, по крайней мере, начинать курить, читайте об этом в статье Курить или не курить?.

Однако существует другая категория продуктов и действий, к которым данное определение относится не полностью. Перечислим некоторые из них:

— продукты и действия, опасность которых полностью не доказана;

— продукты и действия, которые опасны только для определенного круга людей;

— продукты и действия, которые полезны и одновременно могут быть опасными;

— продукты и действия, которые могут быть опасными только при чрезмерном употреблении.

Кроме того, как известно, существует множество научных исследований по этой теме, противоречащих друг другу. А мнения ученых о вредности различных продуктов и действий зачастую меняется на противоположное буквально на глазах.

Поэтому с точки зрения Торы отношению к подобного рода вещам определяется общим принципом, который неоднократно разъясняется в Талмуде (Шабат 129 б, Нида 45а и др.). Он гласит: «Хранит Б-г простаков…» (Тэилим 116:6). Имеется в виду, что в случаях, когда вред и опасность определенных предметов и действий не доказана однозначно, полагаются на то, что Всевышний спасает и оберегает нас.

Даже Рамбам, который, как известно, был врачом и уделил в своем фундаментальном труде о еврейском законе Мишнэ Тора целую главу (Ильхот Дэот, гл.4) вредным и полезным для здоровья привычкам и продуктам, не говорит о том, что вредные привычки и продукты категорически запрещены. А просто рекомендует воздерживаться от них (см. об этом также респонс Игрот Моше, Хошен Мишпат 2:76).

Поэтому, если человек полагает, что какие-то определенные вещи, относящиеся к последней категории, могут причинить вред его здоровью, при желании он можете воздержаться от их употребления. Однако невозможно сказать, что существует однозначный запрет употреблять их, и, безусловно, невозможно упрекать других людей за их употребление.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше