Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Юношество

Юношество — это возрастная категория между детством и зрелостью. По еврейской Традиции, юность — это возраст между еврейским совершеннолетием и двадцатью годами. Юность — это устремленность в будущее: в юности происходит становление личности, развивается мышление, человек задумывается о своем месте в этом мире и о смысле жизни.

Оглавление

Ступени развития [↑]

Известно, что прежде чем ребенок превращается во взрослого человека, он проходит некую ступень между детством и зрелостью, которую современный русский язык обозначает словом «подросток». Это слово придумал и ввел в обиход Ф.М. Достоевский. На иврите ни такого понятия, ни слова никогда не было, и этот период испокон веков назывался юностью, юношеством.

Пророк Йермияу (6:11), перечисляя возрастные периоды, говорит: дитя, юноша, муж, старец, дряхлый. Также и Раби Саадия-Гаон различает детство, юношество, зрелость и старость (Эмунот ве-Деот, 10, 3, 8).

В Талмуде обыкновенно различаются три возрастных периода: детство, юношество, старость, в каждом из которых наступает особенно резкая перемена в физических и умственных особенностях людей. Например, в Масехет Йома (75б) говорится о том, что, когда юноши ели ман, выпадавший в пустыне, он имел для них вкус хлеба, тогда как для пожилых — оливкового масла, а детям ман напоминал мед.

Когда человек взрослеет? [↑]

Призывает Коэлет (12:1): «И помни о своем Создателе с юных дней, пока не пришли худые дни, и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку». Независимо от возраста, люди должны помнить о Вс-вышнем и Его заповедях, потому что жизнь очень скоротечна, годы молодости быстро проходят, и наступает тот возраст, в котором уже не остается для Торы ни сил, ни памяти.

Юношеский возраст — с 13 (для девочек — с 12) и до 18-20 лет очень важен для становления личности человека, для выработки верных ориентиров, для переоценки выученного в детстве, для пересмотра и самостоятельного освоения ценностей, привитых родителями.

Хотя возраст совершеннолетия в еврейской Традиции — это 12 и 13 лет, тем не менее, Тора не считает достигших бар-мицвы и бат-мицвы совершенно взрослыми. И даже в правовой области мальчик, достигший возраста бар-мицвы, остается не полностью совершеннолетним: по еврейскому закону, он не приобретает права распоряжаться унаследованным от отца имуществом до 20 лет, и не по всем делам его можно допрашивать в суде в качестве свидетеля (Бава Батра, 156а). Кроме того, юноша до 20 лет не может быть судьей по уголовным делам.

Но самое главное: эта же возрастная граница — 20 лет — считается определяющей в смысле духовного становления личности.

И хотя большинство комментаторов считают, что цифра «20» получена по Традиции от Моше, в Письменной и Устной Торе содержится несколько намеков на значимость возраста двадцати лет. Самое известное упоминание о возрастных рубежах мы находим в трактате Авот (5:21): «…а в двадцать — стремиться» (лирдоф).

Есть несколько объяснений того, к чему должен стремиться в этом возрасте человек. Одно из них касается повторения выученной до сих пор Торы, другое — поисков пропитания для молодой семьи (ведь двадцатилетний юноша должен жениться), а третье объяснение говорит, что лирдоф означает, что с двадцатилетнего возраста человека начинают преследовать с Небес, если он согрешил, а до этого возраста Небесный суд его не наказывает.

Талмуд сообщает, что Адам был сотворен взрослым — как двадцатилетний (Берешит раба 14:7), и поэтому он понес наказание за совершенный грех. Виленский Гаон в своем труде «Совершенная мера» учит, что, если человек умирает до 13 лет, — это приговор Высшего суда (за грехи его отцов). А с двадцати лет и далее — за собственные грехи.

После бар-мицвы только начинается взросление ребенка, которое продолжится до 20 лет и в некотором смысле будет продолжаться всю его жизнь.

Особенности юношеского периода [↑]

В современном обществе границы между подростковым, юношеским и зрелым периодами очень размыты. С одной стороны, у молодежи наблюдается тенденция к инфантилизму, что не позволяет некоторых 25-26-летних людей назвать взрослыми. С другой стороны, появляются карьерные возможности для молодежи, не обладающей ни высшим образованием, ни опытом, ни знаниями — и многие юноши, становясь материально независимыми от родителей, невольно взрослеют раньше своих инфантильных сверстников.

Психологи говорят, что в юношеском возрасте происходит развитие мышления, которое позволяет выделять в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления, выделять общее и частное. Недаром Талмуд начинают изучать углубленно именно в возрасте 13 лет.

Воображение юношей характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша устремлен в будущее: он стремится строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Рав Йосеф Б. Соловейчик в книге «Уникальный опыт иудаизма» пишет: «Молодой человек по существу искатель, вопрошающий и доверяющий, в то время как старый человек, как правило, созерцатель, предающийся раздумьям скептик». (Две книги Танаха: Шир Аширим и Коэлет отражают эти настроения. Шломо писал первую из них, когда был юн, и вторую, когда был стар.)

Юноша начинает задавать себе вопросы: кто я? зачем я? На этом этапе он открывает свой внутренний мир и эмансипируется от взрослых, обретает независимость от мнения родителей и учителей. Именно в этот период складывается его мировоззрение.

Как раз потому, что так важно в этот период выбрать прямой путь, — путь Торы и заповедей, йецер-ара мобилизует в это время все свои силы, чтобы увести юношу с этого пути.

В книге Коэлет сказано: «Радуйся, юноша, своей молодости, и пусть благоволит тебе твое сердце в дни твоей юности, и следуй путями твоего желания и видениям твоих глаз, но знай, что за все это Всевышний приведет тебя на суд». Наши мудрецы пояснили, что этот стих состоит из двух частей. Первая из них — это слова дурного побуждения, а вторая — доброго. Дурное побуждение соблазняет: «Радуйся, юноша…», а доброе напоминает, что «за все это Всевышний приведет тебя на суд».

Царь Шломо объяснил суть и смысл этой бесконечной борьбы. Дурное побуждение нападает и осаждает, стоя на высокой скале, укрепившись на твердыне страсти, обозревая сверху все притягательные соблазны мира и его наслаждения; доброе же побуждение отступило в сторону, разбило лагерь напротив него, укрепилось на вершине трепета и взывает к человеку от имени Вс-вышнего: «Помни своего Творца в дни своей юности, ибо от Него наказание и воздаяние, и Он приведет тебя на суд за все сокрытое».

Юношество: проблемы и решения [↑]

Каждый родитель согласится, что дети вырастают как-то незаметно, и по инерции мы продолжаем их воспитывать несмотря на то, что они уже вышли из возраста воспитания, и бываем удивлены их сопротивлению.

Родители, знакомые с юношеской психологией, оставят в стороне все силовые методы воздействия на подросших детей: давление, принуждение, запреты, тотальный контроль, чтение нотаций — и будут рассчитывать на ту базу доверительных отношений с детьми, которую они заложили ранее.

Когда мы видим, что наши дети, ставшие юношами и девушками, не оправдывают наших ожиданий, мы можем и должны не акцентироваться на проблемах, а продолжать видеть их достоинства и положительные стороны, беседовать с ними в доверительном и дружественном тоне, поддерживать их, делиться с ними своими переживаниями, показывать, что нам небезразлично то, что происходит в их жизни. Только тогда есть шанс, что к нам прислушаются.

Необходима чуткость, чтобы увидеть, что за несдержанностью и дикими, на взрослый взгляд, поступками скрывается крик о помощи. Если наши дети не могут сами справиться с эмоциональным грузом, который сопутствует им на протяжении юношеских лет, возможно, родительской помощи и поддержки недостаточно, и пришло время обратиться к квалифицированному психологу.

И конечно же, надо молиться Вс-вышнему, чтобы он помог детям пройти через этот непростой период их жизни и выйти из него обновленными, с твердыми моральными ценностями и готовностью вступить во взрослый мир. Вс-вышний всегда прислушивается к молитвам родителей.

Выводить материалы

Как научиться отпускать детей во взрослую самостоятельную жизнь?

Ципора Харитан

Семейный консультант отвечает на вопросы: почему так тяжело отпускать детей во взрослую самостоятельную жизнь? Как научиться это делать? Как стать настоящими родителями, а не просто людьми с детьми? Кем теперь станут для нас наши дети?

Один человек разрушает наши отношения с сыном...

Ципора Харитан

Как оградить сына от влияния этого человека с больным самолюбием?

Что-то такое случилось, что я не понимаю, зачем я здесь и какая цель...

Ита Минкина

Дочь бросила университет, а ведь мы с мужем выворачивались наизнанку, оплачивая ее учебу и жилье...

Хана Лернер

Семейный консультант отвечает на вопрос, должны ли родители дать дочери вторую попытку получить образование. Как знать, не бросит ли она снова университет, будет ли учиться, сможет ли работать, пока учится? Кто виноват в сложившейся ситуации?