Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не только оправдывает свои дурные склонности, но еще и выдает их за особые заслуги и достоинства, требуя за это уважения к своей персоне.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Глава поколения мудрецов Австрии и Германии, автор книги Трумат адешен

Раби Исраэль Исерлин (Маарай; ок. 5150-5220 /ок. 1390-1460/ гг.) — глава поколения мудрецов Австрии и Германии, автор книги Трумат адешен.

Родился в г. Регенсбурге, на юго-востоке Германии. В раннем детстве потерял отца и воспитывался в г. Нойштадте, пригороде Вены, в доме своего дяди (брата матери) р. Аарона Плумиля, одного из Гдолей Ойстрайх (великих мудрецов Австрии).

В дни кровавого венского погрома 5180 /1420/ года были убиты мать и все родные р. Исраэля, а сам он бежал из Австрии и поселился в северной Италии, где в этот период сформировался значительный центр Торы. Там он получил от своих наставников титул Морейну, дающий право судить (Маарай — аббревиатура слов Морейну арав Исерлин).

Когда период ученичества завершился, Маарай возвратился в Германию и поселился в городке Марбурге, на севере земли Гессен.

В 5205 /1445/ году он был приглашен занять место раввина и главы суда в Нойштадте, городе своей молодости. Он основал там ешиву, привлекавшую учеников из многих городов Европы.

Маарай отличался особым благочестием и праведностью, в частности, он отказывался принимать жалование за свою работу раввина. Один из его ближайших учеников, р. Йосеф бар Моше Укштадт, описал образ жизни, поступки и обычаи Маарая в книге Лекет йошер (Сборник праведности).

Маарай стал общепризнанным духовным лидером ашкеназский евреев — из многих общин обращались к нему со сложными алахическими вопросами.

Основной труд Маарая — книга Трумат адешен (Вознесение пепла — имеется в виду очистка храмового жертвенника, которую проводили коэны в начале каждого дня служения). В этой книге собрано триста пятьдесят четыре респонса, проясняющих спорные алахические вопросы. Количество респонсов определило название книги: 354 — числовое значение слова дешен (пепел).

Однако, в отличие от обычных сборников респонсов, форма вопросов и ответов в книге Маарая — это лишь прием организации материала, позволяющий осветить проблемы, волновавшие автора: большинство вопросов заданы самим Маараем, а затем он сам на них отвечает.

Вырабатывая свои алахические решения, Маарай опирался, в первую очередь, на мнения законоучителей Германии — Раавана, Раавьи и р. Ицхака из Вены, автора книги Ор заруа, а также на псаки (законодательные решения) мудрецов Франции — тосафистов и авторов кодексов Смаг и Смак (см). Но особенным автритетом в его глазах пользовались алахические выводы Роша.

Книга Трумат адешен впервые напечатана в Венеции в 5279 /1519/ году. Те же респонсы Маарая, которые действительно являлись ответами на присылаемые ему алахические вопросы, собраны в книге Псаким и ктавим (Законодательные решения и сочинения).

Умер в Нойштадте в 5220 /1460/ году.

Маарай считается одним из трех великих знатоков Торы, завершивших эпоху ришоним: он — в Германии и Австрии, р. Ицхак Канпантон (Гаон из Кастилии;) — в Испании и р. Йосеф Колон (Маарик;) — в Италии.

С разрешения издательства Швут Ами


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.