Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Талмуде рассказывается о том, как, молясь в разрушенном римлянами Иерусалиме, р. Йоси услышал голос, взывающий с Небес: «Горе Мне, ведь Я разрушил Свой Дом, сжег Свое Святилище и изгнал Своих сыновей в земли других народов!».

Раби Йоси бен Халафта (в Мишне назван просто «раби Йоси») — один из ближайших учеников р. Акивы.

Родился и жил в городе Ципори, в Нижней Галилее. Его первым наставником в Торе был отец, р. Халафта (Бехорот 26а). Учился также у мудрецов Явнэ, а затем у р. Акивы (Йевамот 62б). Вместе с четырьмя выдающимися учениками р. Акивы получил смиху от р. Йеуды бен Бавы (Санхедрин 14а).

Раби Йоси был особенно близок с р. Шимоном бар Йохаем (см.), с р. Йеудой бен Илаем (см.) и с р. Меиром (см.), его постоянными коллегами в изучении Торы и оппонентами. И если р. Йоси расходился с ними во мнениях, закон, как правило, устанавливался в соответствии именно с его точкой зрения (Эрувин 46б).

Раби Йоси стал ведущим посеком (законоучителем) поколения — глава воссозданного в г. Уше Санхедрина, рабан Шимон бен Гамлиэль (см. ниже) во всех вопросах руководствовался его законодательными решениями.

На жизнь р. Йоси зарабатывал кожевенным ремеслом (Шабат 49б).

Ему принадлежит знаменитое изречение, приведенное в Талмуде: «Не место дает почет человеку, но человек делает почетным занимаемое им место, подобно тому, как святость горы Синай была связана с пребыванием на ней Шехины — с присутствием на ней Б-га» (Таанит 21б). И еще он учил: «Святой, благословен Он, — это “место”, в котором пребывает Вселенная, но не Вселенная — место, в котором Он пребывает» (Берешит раба 68:9).

Р. Йоси удостоился многочисленных откровений, переданных ему через пророка Элияу и через «бат коль» (голос с Небес). В Талмуде рассказывается о том, как, молясь в разрушенном римлянами Иерусалиме, р. Йоси услышал голос, взывающий с Небес: «Горе Мне, ведь Я разрушил Свой Дом, сжег Свое Святилище и изгнал Своих сыновей в земли других народов!». И пророк Элияу, открывшийся р. Йоси, поведал ему, что «каждый раз, когда евреи приходят в дома молитвы и в дома учения и произносят “Да будет благословенно Его Великое Имя!”, Святой, благословен Он, говорит: “Благо царю, которого прославляют в его дворце! И горе отцу, который изгнал своих сыновей, и горе сыновьям, изгнанным от стола отца!”» (Брахот 3а).

В трактате Санхедрин (32б) знаменитая ешива р. Йоси, расположенная в Ципори, названа среди величайших центров изучения Торы того периода — наряду с ешивой в Явнэ, ешивой р. Элиэзера бен Орканоса (см.) в Лоде и ешивой р. Акивы в Бней Браке.

На основе традиции, полученной от р. Йоси, его учениками была записана книга Седер олам, содержащая хронологию событий, о которых рассказывается в Танахе, — от Сотворения мира до возвращения евреев из вавилонского плена (Йевамот 82б).

Среди учеников р. Йоси был и сын рабана Шимона бен Гамлиэля, р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны. Спустя много лет, уже сменив отца на посту главы Санхедрина, р. Йеуда Анаси по-прежнему руководствовался законодательными решениями р. Йоси, — и даже если эти решения противоречили его собственной точке зрения, он со смирением констатировал: «Старик уже постановил так» (Шабат 51а).

Все 5 сыновей р. Йоси так же стали выдающимися знатоками Торы, и он с гордостью говорил: «Я насадил пять могучих кедров в Израиле» (там же 118б). Самым знаменитым из них был р. Ишмаэль бар Йоси, возглавивший ешиву в Ципори после смерти отца, — Талмуд признает, что р. Ишмаэль был даже более великим мудрецом, чем его друг и оппонент р. Йеуда Анаси, глава Санхедрина (Раши на Шабат 51а).

Раби Йоси пережил р. Меира, но ушел из жизни раньше, чем р. Йеуда бен Илай (Седер адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.