Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правда и справедливость строят на граните, ложь — на песке»Рамбам
В Талмуде рассказывается о том, как, молясь в разрушенном римлянами Иерусалиме, р. Йоси услышал голос, взывающий с Небес: «Горе Мне, ведь Я разрушил Свой Дом, сжег Свое Святилище и изгнал Своих сыновей в земли других народов!».

Раби Йоси бен Халафта (в Мишне назван просто «раби Йоси») — один из ближайших учеников р. Акивы.

Родился и жил в городе Ципори, в Нижней Галилее. Его первым наставником в Торе был отец, р. Халафта (Бехорот 26а). Учился также у мудрецов Явнэ, а затем у р. Акивы (Йевамот 62б). Вместе с четырьмя выдающимися учениками р. Акивы получил смиху от р. Йеуды бен Бавы (Санхедрин 14а).

Раби Йоси был особенно близок с р. Шимоном бар Йохаем (см.), с р. Йеудой бен Илаем (см.) и с р. Меиром (см.), его постоянными коллегами в изучении Торы и оппонентами. И если р. Йоси расходился с ними во мнениях, закон, как правило, устанавливался в соответствии именно с его точкой зрения (Эрувин 46б).

Раби Йоси стал ведущим посеком (законоучителем) поколения — глава воссозданного в г. Уше Санхедрина, рабан Шимон бен Гамлиэль (см. ниже) во всех вопросах руководствовался его законодательными решениями.

На жизнь р. Йоси зарабатывал кожевенным ремеслом (Шабат 49б).

Ему принадлежит знаменитое изречение, приведенное в Талмуде: «Не место дает почет человеку, но человек делает почетным занимаемое им место, подобно тому, как святость горы Синай была связана с пребыванием на ней Шехины — с присутствием на ней Б-га» (Таанит 21б). И еще он учил: «Святой, благословен Он, — это “место”, в котором пребывает Вселенная, но не Вселенная — место, в котором Он пребывает» (Берешит раба 68:9).

Р. Йоси удостоился многочисленных откровений, переданных ему через пророка Элияу и через «бат коль» (голос с Небес). В Талмуде рассказывается о том, как, молясь в разрушенном римлянами Иерусалиме, р. Йоси услышал голос, взывающий с Небес: «Горе Мне, ведь Я разрушил Свой Дом, сжег Свое Святилище и изгнал Своих сыновей в земли других народов!». И пророк Элияу, открывшийся р. Йоси, поведал ему, что «каждый раз, когда евреи приходят в дома молитвы и в дома учения и произносят “Да будет благословенно Его Великое Имя!”, Святой, благословен Он, говорит: “Благо царю, которого прославляют в его дворце! И горе отцу, который изгнал своих сыновей, и горе сыновьям, изгнанным от стола отца!”» (Брахот 3а).

В трактате Санхедрин (32б) знаменитая ешива р. Йоси, расположенная в Ципори, названа среди величайших центров изучения Торы того периода — наряду с ешивой в Явнэ, ешивой р. Элиэзера бен Орканоса (см.) в Лоде и ешивой р. Акивы в Бней Браке.

На основе традиции, полученной от р. Йоси, его учениками была записана книга Седер олам, содержащая хронологию событий, о которых рассказывается в Танахе, — от Сотворения мира до возвращения евреев из вавилонского плена (Йевамот 82б).

Среди учеников р. Йоси был и сын рабана Шимона бен Гамлиэля, р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны. Спустя много лет, уже сменив отца на посту главы Санхедрина, р. Йеуда Анаси по-прежнему руководствовался законодательными решениями р. Йоси, — и даже если эти решения противоречили его собственной точке зрения, он со смирением констатировал: «Старик уже постановил так» (Шабат 51а).

Все 5 сыновей р. Йоси так же стали выдающимися знатоками Торы, и он с гордостью говорил: «Я насадил пять могучих кедров в Израиле» (там же 118б). Самым знаменитым из них был р. Ишмаэль бар Йоси, возглавивший ешиву в Ципори после смерти отца, — Талмуд признает, что р. Ишмаэль был даже более великим мудрецом, чем его друг и оппонент р. Йеуда Анаси, глава Санхедрина (Раши на Шабат 51а).

Раби Йоси пережил р. Меира, но ушел из жизни раньше, чем р. Йеуда бен Илай (Седер адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.