Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Талмуде рассказывается о том, как, молясь в разрушенном римлянами Иерусалиме, р. Йоси услышал голос, взывающий с Небес: «Горе Мне, ведь Я разрушил Свой Дом, сжег Свое Святилище и изгнал Своих сыновей в земли других народов!».

Раби Йоси бен Халафта (в Мишне назван просто «раби Йоси») — один из ближайших учеников р. Акивы.

Родился и жил в городе Ципори, в Нижней Галилее. Его первым наставником в Торе был отец, р. Халафта (Бехорот 26а). Учился также у мудрецов Явнэ, а затем у р. Акивы (Йевамот 62б). Вместе с четырьмя выдающимися учениками р. Акивы получил смиху от р. Йеуды бен Бавы (Санхедрин 14а).

Раби Йоси был особенно близок с р. Шимоном бар Йохаем (см.), с р. Йеудой бен Илаем (см.) и с р. Меиром (см.), его постоянными коллегами в изучении Торы и оппонентами. И если р. Йоси расходился с ними во мнениях, закон, как правило, устанавливался в соответствии именно с его точкой зрения (Эрувин 46б).

Раби Йоси стал ведущим посеком (законоучителем) поколения — глава воссозданного в г. Уше Санхедрина, рабан Шимон бен Гамлиэль (см. ниже) во всех вопросах руководствовался его законодательными решениями.

На жизнь р. Йоси зарабатывал кожевенным ремеслом (Шабат 49б).

Ему принадлежит знаменитое изречение, приведенное в Талмуде: «Не место дает почет человеку, но человек делает почетным занимаемое им место, подобно тому, как святость горы Синай была связана с пребыванием на ней Шехины — с присутствием на ней Б-га» (Таанит 21б). И еще он учил: «Святой, благословен Он, — это “место”, в котором пребывает Вселенная, но не Вселенная — место, в котором Он пребывает» (Берешит раба 68:9).

Р. Йоси удостоился многочисленных откровений, переданных ему через пророка Элияу и через «бат коль» (голос с Небес). В Талмуде рассказывается о том, как, молясь в разрушенном римлянами Иерусалиме, р. Йоси услышал голос, взывающий с Небес: «Горе Мне, ведь Я разрушил Свой Дом, сжег Свое Святилище и изгнал Своих сыновей в земли других народов!». И пророк Элияу, открывшийся р. Йоси, поведал ему, что «каждый раз, когда евреи приходят в дома молитвы и в дома учения и произносят “Да будет благословенно Его Великое Имя!”, Святой, благословен Он, говорит: “Благо царю, которого прославляют в его дворце! И горе отцу, который изгнал своих сыновей, и горе сыновьям, изгнанным от стола отца!”» (Брахот 3а).

В трактате Санхедрин (32б) знаменитая ешива р. Йоси, расположенная в Ципори, названа среди величайших центров изучения Торы того периода — наряду с ешивой в Явнэ, ешивой р. Элиэзера бен Орканоса (см.) в Лоде и ешивой р. Акивы в Бней Браке.

На основе традиции, полученной от р. Йоси, его учениками была записана книга Седер олам, содержащая хронологию событий, о которых рассказывается в Танахе, — от Сотворения мира до возвращения евреев из вавилонского плена (Йевамот 82б).

Среди учеников р. Йоси был и сын рабана Шимона бен Гамлиэля, р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны. Спустя много лет, уже сменив отца на посту главы Санхедрина, р. Йеуда Анаси по-прежнему руководствовался законодательными решениями р. Йоси, — и даже если эти решения противоречили его собственной точке зрения, он со смирением констатировал: «Старик уже постановил так» (Шабат 51а).

Все 5 сыновей р. Йоси так же стали выдающимися знатоками Торы, и он с гордостью говорил: «Я насадил пять могучих кедров в Израиле» (там же 118б). Самым знаменитым из них был р. Ишмаэль бар Йоси, возглавивший ешиву в Ципори после смерти отца, — Талмуд признает, что р. Ишмаэль был даже более великим мудрецом, чем его друг и оппонент р. Йеуда Анаси, глава Санхедрина (Раши на Шабат 51а).

Раби Йоси пережил р. Меира, но ушел из жизни раньше, чем р. Йеуда бен Илай (Седер адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.