Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там он был опознан одним из выкрестов...

Рабби Меир бар-Барух (Маарам из Ротенбурга, ок. 4975- 5053 /1215-1293/ гг.) – духовный лидер евреев Германии, выдающийся учитель и автор Тосафот.

Рабби Меир бар-Барух родился в Вормсе. Его отец, рабби Барух, был авторитетным законоучителем и главой еврейской общины Вормса. В дальнейшем, вынося свои законодательные решения, Маарам с уважением ссылался на мнение отца.

Рабби Меир изучал Тору у рабби Ицхака из Вены, автора законодательного сборника Ор заруа. Учился также во Франции у авторов Тосафот, и, в первую очередь, у главы парижской йешивы, выдающегося законоучителя, рабби Йехиэля бар-Йосефа.

В 5001 /1241/ году он стал свидетелем публичного сожжения свитков Талмуда и других священных книг на одной из парижских площадей. Поражённый увиденным, Маарам написал знаменитую элегию Шаали сэруфа ва-эш («Спроси, спалённая в огне…»). Эта скорбная элегия включена в сборник кинот (плачей), которые произносят в день Девятого ава.

Возвратившись в Германию, Маарам стал раввином общины Майнца, а затем Нюрнберга. В 5041 /1281/ году, после смерти отца, Маарам возглавил общину Вормса. Здесь ближайшим учеником Маарама стал рабейну Ашер бар-Йехиэль (Рош) – в будущем великий законоучитель и один из духовных лидеров всех евреев диаспоры.

Вскоре Маарам переселился на север страны и, обосновавшись в небольшом городке Ротенбурге, расположенном несколько восточнее Бремена, открыл там йешиву, ставшую центром притяжения для знатоков Торы со всех концов Германии. Наряду с Рошем, ближайшими учениками Маарама стали рабби Мордехай бар Гиллель, рабби Меир а-Коэн (автор Агаот маймониот), а также рабби Хаим-Элиэзер, сын наставника Маарама – автор книги Ор заруа.

В этот период Маарам становится общепризнанным главой поколения. Раввины из многих общин диаспоры обращаются к нему со сложными галахическими вопросами – он написал более тысячи респонсов (тшувот), адресаты которых находились, помимо Германии, также во Франции, Испании, Италии и Австрии.

Германский император Рудольф Габсбург, взошедший на престол в 5033 /1273/ году, бесчисленными поборами спровоцировал массовое бегство евреев из страны – многие беглецы направлялись в Святую Землю, где один из наставников Маарама, рабби Йехиэль из Парижа, создал крепкую общину и большую йешиву в Акко. Не желая терять надёжный источник наживы, германский император запретил евреям покидать границы своей державы. В 5046 /1286/ году он потребовал от Маарама, главы евреев Германии, собрать новый непосильный налог: выкуп за то, что евреи не служат в армии императора. Маарам обратился к ряду общин, но их кассы были уже пусты. Время, предоставленное императором, истекало, – и тогда Маарам принял решение, тайно покинув Германию, отправиться в Акко. По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там, в Ломбардии, Маарам был опознан одним из выкрестов. В четвёртый день месяца тамуз его арестовали, а затем выдали германским властям.

По приказу императора Маарама заключили в крепость Энзисхайм, расположенную в провинции Эльзас, и потребовали за него выкуп в миллион марок. Ближайший ученик Маарама, Рош, взялся собрать требуемую баснословную сумму – однако пленник запретил себя выкупать, чтобы не поощрять власти к дальнейшему захвату еврейских мудрецов в целях лёгкой наживы – согласно талмудическому принципу: «Не дают за пленного выкуп, превышающий реальную стоимость» (Праким бэ-толдот Исраэль).

Семь последних лет жизни Маарам провёл в заточении. Здесь он продолжал работу над комментариями к Талмуду: им были созданы хидушим (аналитические заметки) и Тосафот (дополнительные комментарии) к восемнадцати трактатам, однако до нас дошли только комментарии к трактату Йома – в классических изданиях Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше