Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Душа человека — как пламя свечи: иногда горит ярко, иногда гаснет»Бешт
По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там он был опознан одним из выкрестов...

Рабби Меир бар-Барух (Маарам из Ротенбурга, ок. 4975- 5053 /1215-1293/ гг.) – духовный лидер евреев Германии, выдающийся учитель и автор Тосафот.

Рабби Меир бар-Барух родился в Вормсе. Его отец, рабби Барух, был авторитетным законоучителем и главой еврейской общины Вормса. В дальнейшем, вынося свои законодательные решения, Маарам с уважением ссылался на мнение отца.

Рабби Меир изучал Тору у рабби Ицхака из Вены, автора законодательного сборника Ор заруа. Учился также во Франции у авторов Тосафот, и, в первую очередь, у главы парижской йешивы, выдающегося законоучителя, рабби Йехиэля бар-Йосефа.

В 5001 /1241/ году он стал свидетелем публичного сожжения свитков Талмуда и других священных книг на одной из парижских площадей. Поражённый увиденным, Маарам написал знаменитую элегию Шаали сэруфа ва-эш («Спроси, спалённая в огне…»). Эта скорбная элегия включена в сборник кинот (плачей), которые произносят в день Девятого ава.

Возвратившись в Германию, Маарам стал раввином общины Майнца, а затем Нюрнберга. В 5041 /1281/ году, после смерти отца, Маарам возглавил общину Вормса. Здесь ближайшим учеником Маарама стал рабейну Ашер бар-Йехиэль (Рош) – в будущем великий законоучитель и один из духовных лидеров всех евреев диаспоры.

Вскоре Маарам переселился на север страны и, обосновавшись в небольшом городке Ротенбурге, расположенном несколько восточнее Бремена, открыл там йешиву, ставшую центром притяжения для знатоков Торы со всех концов Германии. Наряду с Рошем, ближайшими учениками Маарама стали рабби Мордехай бар Гиллель, рабби Меир а-Коэн (автор Агаот маймониот), а также рабби Хаим-Элиэзер, сын наставника Маарама – автор книги Ор заруа.

В этот период Маарам становится общепризнанным главой поколения. Раввины из многих общин диаспоры обращаются к нему со сложными галахическими вопросами – он написал более тысячи респонсов (тшувот), адресаты которых находились, помимо Германии, также во Франции, Испании, Италии и Австрии.

Германский император Рудольф Габсбург, взошедший на престол в 5033 /1273/ году, бесчисленными поборами спровоцировал массовое бегство евреев из страны – многие беглецы направлялись в Святую Землю, где один из наставников Маарама, рабби Йехиэль из Парижа, создал крепкую общину и большую йешиву в Акко. Не желая терять надёжный источник наживы, германский император запретил евреям покидать границы своей державы. В 5046 /1286/ году он потребовал от Маарама, главы евреев Германии, собрать новый непосильный налог: выкуп за то, что евреи не служат в армии императора. Маарам обратился к ряду общин, но их кассы были уже пусты. Время, предоставленное императором, истекало, – и тогда Маарам принял решение, тайно покинув Германию, отправиться в Акко. По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там, в Ломбардии, Маарам был опознан одним из выкрестов. В четвёртый день месяца тамуз его арестовали, а затем выдали германским властям.

По приказу императора Маарама заключили в крепость Энзисхайм, расположенную в провинции Эльзас, и потребовали за него выкуп в миллион марок. Ближайший ученик Маарама, Рош, взялся собрать требуемую баснословную сумму – однако пленник запретил себя выкупать, чтобы не поощрять власти к дальнейшему захвату еврейских мудрецов в целях лёгкой наживы – согласно талмудическому принципу: «Не дают за пленного выкуп, превышающий реальную стоимость» (Праким бэ-толдот Исраэль).

Семь последних лет жизни Маарам провёл в заточении. Здесь он продолжал работу над комментариями к Талмуду: им были созданы хидушим (аналитические заметки) и Тосафот (дополнительные комментарии) к восемнадцати трактатам, однако до нас дошли только комментарии к трактату Йома – в классических изданиях Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами


Никогда не отчаивайся

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Успешный, здоровый и совершенно нерелигиозный (или антирелигиозный) миллионер... Прежде, чем подражать ему, следует помнить: всё в этом мире является преходящим. Деньги могут обратиться в пыль за одно мгновение, тогда как душа вечна.

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.

Дерех Хаим 2. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:2. На трех вещах стоит мир

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.

Словами скрытые миры 1. Мир слова

Рав Моше Айземанн,
из цикла «Словами скрытые миры»

Из книги «Словами скрытые миры»