Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В каббалистических трудах указывается, что в Грядущем мире закон будет соответствовать мнению школы Шамая...

Шамай – ав бейт-дин в Санхедрине, возглавляемом Гилелем (Хагига 16а, б). Они составляли последнюю, пятую пару мудрецов (зугот).

Шамай учился у Шемаи и Автальона (Авот 1, 12), а затем у Гилеля. В хронике Седер а-дорот (Шамай 2) повествуется, что «сначала он был учеником Гилеля, а затем они изучали Тору на равных и всегда были вместе в доме учения». В дальнейшем «все ученики Гилеля учились и у Шамая. А затем наступил «день, когда Гилель, признав авторитет Шамая, сел перед ним, как один из учеников» (Шабат 17а).

Своё мировоззрение Шамай выразил в изречении: «Сделай изучение Торы своим постоянным занятием; говори мало, а делай много; и встречай каждого человека с приветливым выражением лица» (Авот 1, 15).

В то же время Талмуд свидетельствует, что Шамай отличался строгостью и педантичностью, которая порой отталкивала людей от Торы (Шабат 30 б-31а). В трактатах Талмуда приведено более 300 дискуссий между последователями Шамая и Гилеля, причём в большинстве случаев мнение школы Шамая было направлено к устрожению закона, а мнение школы Гиллеля – к его облегчению.

Эти разногласия между двумя школами начались ещё при Гилеле, пережившем своего друга и оппонента (Бейца 20а, б), но особого накала достигла дискуссия между учениками, когда Гилеля не стало. В Талмуде рассказывается: «Три года дискутировала школа Шамая со школой Гилеля. Эти говорили: «Закон соответствует нашему мнению», а эти говорили: «Закон соответствует нашему мнению». Раздался голос с Небес, возгласивший: «И то, и другое – слова Живого Б-га. Но закон соответствует мнению школы Гилеля» (Эрувин 13 б). Далее в Талмуде объяснено, что закон был установлен в соответствии с мнением учеников Гилеля именно потому, что они отличались особой деликатностью и терпимостью – и у них было большинство. В то же время отмечается, что ученики Шамая выделялись «большей остротой ума» (Йевамот 14а) – именно поэтому вопрос невозможно было решить простым большинством.

Особенно важно, что разногласия между двумя школами никогда не приобретали личного характера – ученики Гилеля и Шамая даже в самый разгар дискуссии «относились друг к другу с любовью и приязнью» (там же 14 б). Их многолетний спор всегда приводится как образец «разногласий во имя Небес» (Авот 5, 17). Но, с другой стороны, в такой разноголосице законодательных мнений таилась великая опасность. В талмудическом трактате Санхедрин (88 б) сказано: «Когда умножились ученики Шамая и Гилеля, не доучившиеся у своих наставников, умножились в Израиле разногласия и Тора как бы раздвоилась». Чтобы восстановить единство, потребовалась помощь с Небес. В каббалистических трудах указывается, что в Грядущем мире закон будет соответствовать мнению школы Шамая (см. Седер а-дорот, Шамай 2).

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами

Читайте: О Гилеле


Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. Вместе с ней была получена и устная традиция, которая передавалась устно от учителя к ученику, пока на каком-то этапе не была записана, кодифицирована. Читать дальше

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Обращение в нееврейский суд

Рав Давид Кантарович

На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию

Отношение раввинов к курению

Рав Шмуэль Алеви Вознер

Аллахическое постановление главы раввинского суда г. Бней-Брака

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Мишна Брура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Кицур Шульхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Шхита

Овадия Монасевич

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.