Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина. Маараль из Праги

Раби Лейва бен Бецалель, известный как Маараль: аббревиатура полного имени — Морену (наш Учитель) Арав раби Лейва. Родился в Вормсе в 1512 году, умер в Праге в 1609 году. Один из самых выдающихся талмудистов своей эпохи.

С молодости прославился необыкновенными способностями. Великолепно знал Талмуд и Мидраши. Заодно выучил математику, естественные науки, географию и европейские языки. Его первой раввинской должностью был пост главного раввина Моравии. С 1573 года главный раввин Праги. С редкими перерывами занимал этот пост до конца жизни. Отличался редкой самоотверженностью в организации ешив, участием в общественной жизни, вел активную переписку с другими мудрецами, пользуясь среди них высочайшим авторитетом.

Известен как автор многих трудов: «Гур арье» — толкования на комментарий Раши к Торе, «Тифэрет Исраэль» на трактаты Талмуда, «Ор хадаш» — на Свиток Эстер, «Беер Агола» — на сказания Талмуда, «Дерех хаим» — к Пирке Авот и др. Большинство этих книг переиздаются и в наши дни, их можно приобрести в книжных магазинах Иерусалима и Бней-Брака.

О Маарале сложено много легенд. Например, его имя встречается в немецких хрониках, где он предстает в образе колдуна и заклинателя. Надо сказать, Маараль действительно занимался вопросами Кабалы, но никакого колдовства за этим в высшей степени праведным ученым и исследователем Торы не наблюдалось. Рассказывают, что для защиты пражских евреев он, по совету императора Рудольфа Второго, с которым его связывали дружеские отношения, сконструировал и оживил Голема, искусственное создание, способное выполнять приказы человека. (В дальнейшем тот послужил прообразом для сказаний о Франкенштейне и прочих героев книг готического ужаса.) Так или иначе, великий мыслитель и учитель раби Лейва из Праги остался в памяти своего народа не как первый создатель дистанционно управляемого робота, а как автор глубоких трудов и подвижник святой Торы.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза