«Ради того, чтобы Тора Всевышнего была в твоих устах» (13, 9).
Во времена раби Хаима из Воложина были в воложинской ешиве три ученика, которые выделялись, отличаясь от остальных.
Первый был из очень знатной семьи, которая вела свой род от великих раввинов прошлого. Второй отличался прекрасными человеческими качествами. А третий был способен день и ночь самозабвенно учить Тору.
Так случилось, что все трое попали под влияние «просвещения» (аскала) и оставили ешиву.
Рав Хаим очень сокрушался и плакал о своих учениках, молился о том, чтобы они раскаялись.
Однажды ночью к раву пришел во сне его учитель — Виленский Гаон. «Знай, сказал он ученику, что движение аскалы откусывает от нашего народа большие куски. И заслуги отцов не могут защитить, потому что все евреи — благородного происхождения, ведут свой род от Авраама, Ицхака и Яакова. И хорошие мидот, человеческие качества, тоже не защитят, потому что они не являются монополией детей Израиля. Только заслуги перед Торой могут спасти душу еврея. Тот, кто когда-то учил Тору ради нее самой и удостоился узнать ее сладкий вкус, гарантирован от духовной смерти. Тора не допустит гибели тех, кто ее учил…»
Прошло несколько лет. Раби Хаим следил за жизнью тех троих учеников. Первый совсем оторвался от своих корней и совершенно ассимилировался. Второй был всеобщим любимцем, и нееврейские друзья, окружавшие его, склонили его к христианству. Третий сделал блестящую карьеру и мог бы получить профессорское звание… если бы не был евреем. Коллеги предложили ему креститься. Но он отказался и решил уехать в Эрец Исраэль.
А перед отъездом заехал в Воложин и встретился со своим равом, чтобы получить от него благословение. Раби Хаим был очень рад увидеть своего бывшего ученика. Дал ему браху и спросил:
— Сын мой, что удержало тебя от греха?
— Однажды я оказался возле какого-то еврейского дома, и услышал доносящийся из окна голос человека, изучавшего Тору. И это был такой пленительный напев… Мне вдруг показалось — это сама Тора плачет, что я оставил ее. Тогда пробудились во мне помыслы о раскаянии, и вот я здесь…
Тора не оставляет того, кто испробовал ее на вкус, она защищает и спасает тех, кто учил ее ради нее самой…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»