«Мера совершенная и справедливость будут у тебя»
Как-то раз выпал случай раву Ицхаку из Ворки побывать у праведника раби Давида из Лалова. И стал он свидетелем такого случая…
Рано утром встал раби Давид, завернулся в талит, наложил тфилин и уже хотел было начать молиться, как раздался стук в дверь. Рабанит дома не было. Раби Давид открыл дверь. Какой-то нееврей просил продать ему литр водки. Раби Давид, не говоря ни слова, проворно спустился в подвал и, скрупулезно отмерив точно литр, подал покупателю.
Тот начал торговаться. Попросил сделать скидку, а еще лучше — добавить еще пол-литра водки за ту же цену. Тогда раби Давид, снова не говоря ни слова, взял кувшин, спустился в подвал, и вылил водку назад в бутыль. Потом вернулся в комнату и принялся молиться. Покупатель убрался восвояси несолоно хлебавши, а рав Ицхак тихо удивлялся: почему вообще раби Давид отвлекся и пошел за товаром? И если уже пошел, почему все-таки не договорился с покупателем и не продал ему?
Когда молитва закончилась, рав Ицхак задал раби Давиду свой вопрос.
Объяснил раби Давид:
— Во всех моих делах я стараюсь придерживаться принципа «на всех твоих путях знай его», то есть при любом поступке нужно понимать, приносит ли этот поступок радость Всевышнему. Когда я пошел отмерять водку, я выполнял мицву «верная эйфа и верный гин» (точные меры измерения сыпучих тел и жидкостей) и потому поспешил ее сделать. Когда же покупатель начал спорить со мной, мне стало ясно, что это просто вопрос торговли, и я прекратил этим заниматься. Потому что, какое же удовольствие Всевышнему от обычной торговли?
В эти дни мы говорим, слышим, читаем о возвращении к тшуве, о раскаянии. Мы все знаем, что это необходимо сделать, но делаем ли мы это на самом деле? Проходим ли все те этапы, которые необходимы для совершенного раскаяния? И как найти для тшувы время среди каждодневных дел?
Наши учителя, мудрецы и праведники, во всех своих дела руководствовались принципом: я делаю то, что хочет от меня Всевышний! Это доступно любому человеку. В самых простых, повседневных делах спроси себя «чего сейчас ждет от меня мой Творец?», и тогда каждый день ты будешь подниматься на новую ступень в служении Святому, да будет благословен Он.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»