Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Ки теце, Разврат, Безопасность, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Скромность в одежде
Вот в чем суть и смысл этой заповеди. Тора много раз повторяет запрет физической близости с замужней женщиной и с близкими родственниками. И здесь Тора говорит, что женщине запрещено будет также прибегнуть к такой уловке: переодеться в мужское платье и отправиться к мужчине, не возбудив ничьих подозрений. Замужние женщины действительно склонны поступать так: когда они хотят физической близости с любовником и идут искать его, они надевают одежду своих мужей, чтобы их не заподозрили, а подумали, что это какой-то мужчина ищет своего товарища. А мужчины, желающие физической близости с мужчиной, переодеваются в женскую одежду, чтобы стать похожими на женщин и побудить сердца к разврату. Именно поэтому Тора все это и запрещает.
Сам запрет близости с замужней женщиной появляется здесь в Торе не впервые — я уже говорил, что Тора во многих местах говорит об этом. Здесь Тора хочет лишь запретить притворяться кем-то другим, поскольку мужчине подобает хранить свою мужественность, а женщине — женственность. Поэтому Тора заключает словами: «Ибо мерзость для Б-га, твоего Г-спода, всякий, кто делает это». Мерзка не сама одежда, а разврат и запрещенные связи, которым помогают такие переодевания, — их Тора уже запретила ранее.
Смысл этой заповеди тот же, что и заповеди «отсылания матери от гнезда»: позаботиться о предотвращении возможного преждевременного ущерба, чтобы все в мире продолжало без помех существовать в течение всего отведенного ему срока. Поэтому Тора и повелела хозяину дома: «…И сделай ограду для своей крыши». Тора объясняет, что если хозяин сделает это, его дом не будет причиной пролития крови, потому что тогда падающему с крыши будет нелегко упасть оттуда. Поэтому мудрецы в Сифри и в первой главе трактата Бава кама сказали, что эта заповедь включает в себя требование предотвратить любую опасность. Мудрецы сказали также, что этот закон действует в случае, когда человек выстроил новый дом или купил его, или унаследовал, или получил в подарок, и относится как к собственному дому, так и к дому в совместном владении — в любом случае, хозяину нужно будет выстроить на крыше ограду.
И как прекрасны слова мудрецы, приведенные во второй главе трактата Шабат: «Ибо упадет падающий с него — этот человек должен был упасть, и, тем не менее, позаботься о том, чтобы наказание нашло его без твоей помощи, потому что вину взыскивают через виновного». Мудрецы основывают свой вывод на слове «падающий»: оно ведь не обязательно для этого стиха, можно было сказать просто: «Ибо упадет человек с него». Поэтому им стало ясно, что он назван «падающим» в знак того, что заслуживал падения с крыши. Здесь они в очень краткой форме формулируют два наших главных убеждения: в праве человека на свободный выбор и в Б-жественном всезнании.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»