Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если евреи ответят народам мира, что заповедь о красной корове — это закон «без смысла», просто таково постановление Царя, нет шансов, что ответ будет принят

«Вот устав Закона (зот хукат а-Тора), который заповедал Господь, сказав… пусть приведут тебе корову рыжую без порока…» (Бемидбар 19:2).

Раши[i] поясняет: «“Вот устав Закона” — Сатан и народы мира насмехаются над Израилем, говоря: “Что это за заповедь, и каков ее смысл?” Поэтому названа она “устав”. Это установление Мое, и нет у тебя права сомневаться в нем»[ii].

На первый взгляд непонятно: что это за ответ народам мира, какой смысл сообщать им, что заповедь о красной корове — просто «устав», то есть постановление, в котором нельзя сомневаться? Разве можно представить, что они примут такой аргумент? Ответ на этот вопрос нам поможет найти следующая история.

В молодые годы гаон раби Хаим из Черновцов[iii] был меламедом — обучал детей Торе в местечке Городенка в Галиции. Это был священный труд, и раби Хаим делал всё, чтобы вселить ощущение святости в сердца своих маленьких учеников. Но эта работа не приносила ему достаточного заработка.

Однажды он объяснял ученикам стих Торы (Дварим 15:10): «Давать ты должен ему (нищему брату твоему, см. стих 9), и да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за то благословит тебя Господь, Б-г твой, во всяком деле твоем и во всяком начинании руки твоей», а также комментарий Раши к нему, в котором сказано: «“Давать ты должен ему” — даже сто раз».

Раби Хаим, желая, чтобы дети прочувствовали и затвердили, насколько важна заповедь о цдаке, повторял этот стих с комментарием снова и снова, пока ученики не устали считать.

— Вы понимаете? — объяснял он. — Даже если бедняк приходит раз, другой, третий и так — сто раз, нужно давать ему милостыню приветливо, как сказано: «да не будет досадно сердцу твоему».

Ученики были воодушевлены. Но нашелся среди них один умник, который решил устроить учителю экзамен — проверить, так ли он хорошо выполняет то, чему учит, или только говорит красиво.

В тот же день, вернувшись домой, он заявил, будто учитель попросил прибавку к жалованью. Отец ребенка отнесся к просьбе с пониманием и даже обрадовался, что может помочь учителю в период нужды. Мальчик вышел из дома с приличной суммой.

Затем он прошелся по двору синагоги, где нашел «подходящего» нищего, и посвятил его в свой план. Они договорились: сразу после того, как мальчик отдаст учителю деньги, нищий придет и попросит милостыню. Получив монету, он не успокоится, а придет повторно и будет стучаться к учителю снова и снова — сто раз, пока все деньги не закончатся или же пока учитель не прогонит его в гневе.

Так и сделали. Через минуту после того, как мальчик передал деньги раби Хаиму, в дверь меламеда постучался бедняк и протянул руку, прося подаяния. Раби Хаим поспешил дать ему монету — радостно и с открытым сердцем. Нищий ушел. Впрочем, через несколько минут он снова вернулся, протянул руку и получил еще монету.

Так он возвращался сто раз, пока не закончились все монеты в кармане учителя. Но, даже отдавая последнюю монету, тот радовался исполнению заповеди и тому, что может помочь, как тогда, когда передавал первую монету. Эта радость была написана на лице меламеда.

Когда парень-«экспериментатор» увидел это, ему стало стыдно. Он признался во всем отцу, а тот, взяв сына за руку, повел его к раби Хаиму извиняться. Но учитель так и не понял, за что у него просят прощения:

— Напротив! Ты дал мне возможность выполнить заповедь, заработать заслугу! То, о чем прямым текстом сказано в Торе, не может быть испытанием. Разве может кому-то прийти в голову нарушить заповедь Царя царей? Мне было вовсе не тяжело давать милостыню.

Это показывает нам, как выдержать испытание. Когда человек осознает, что Тора является «уставом», который необходимо соблюдать, даже если он непонятен, испытание для него завершается.

Отсюда и ответ на наш вопрос. Раби Хизкияу-Элиэзер Каан[iv] говорил так: если евреи ответят народам мира, что заповедь о красной корове — это закон «без смысла», просто таково постановление Царя, нет шансов, что ответ будет принят. Народы мира на самом деле не могут согласиться с таким подходом. Но этот ответ и не предназначен для них. Он предназначен для самих сынов Израиля!

Существовало опасение, что из-за аргументов народов мира и Сатана (злого начала) сыны Израиля отступят и перестанут выполнять заповедь о красной корове. Поэтому Тора подчеркивает, что эта заповедь является именно «уставом» — чтобы евреев не смутил вопрос о «смысле» или «бессмысленности» заповеди. Ведь приказы Царя выполняют без обсуждения! (Лэламедха)


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] Заповеди Торы делятся на два типа: хуким и мишпатим. Первый тип — заповеди, смысл которых непостижим для человеческого разума. Например, запрет носить шаатнез — одежду из смеси шерсти и льна, или запрет употреблять в пищу мясо некашерных животных. Второй тип, мишпатим — заповеди, смысл которых ясен: не убей, не укради, почитай родителей и т.п.

[iii] Раби Хаим бар-Шломо из Черновцов (умер в 5578 /1818; Могилев, Кишинев, Черновцы, Цфат) — знаменитый хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения. Автор книг «Бэер Маим Хаим», «Сидуро шель Шабат», «Шаар а-Тфила», «Эрец а-Хаим». Когда его единственный сын сбился с пути и своими поступками позорил отца перед всей общиной, раби Хаим продолжал относиться к нему с любовью и заботился о нем. На недоуменные вопросы хасидов он отвечал: «Я хочу показать Б-гу, что даже к самым непутевым и испорченным детям следует относиться с состраданием и великой любовью, замечая в них лишь хорошее».

[iv] Раби Хизкияу-Элиэзер бар-Мордехай а-Леви (Горовиц) Каан (5661-5728 / 1901-1968; Латвия, Россия, Польша, Англия) — глава и духовный руководитель ешивы «Бейт-Йосеф» в Гейтсхеде. Его беседы собраны в книге «Нахалат Элиэзер».


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше