Темы: Йом Кипур, Еврейская молитва, Рассказы
«…ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Б-гом вашим» (Ваикра 23:28). В Мидраш Рабба (к Ваишлах 78:7) читаем: «Сказал раби Леви: вот притча о льве, разгневавшемся на других зверей. Они испугались, как бы он в ярости не растерзал их, спрашивают:
— Кто пойдет успокоить его?
Не зная, как поступить, пришли к лисице, и та ответила:
— Могу успокоить его гнев, поскольку есть у меня триста лисьих притч. Вот расскажу ему, он и успокоится.
— Отлично! — обрадовались звери.
Когда прошли часть пути, лиса застыла на месте.
— В чем дело? — поинтересовались звери.
— Я забыла сто притч, — призналась лиса.
— Ничего, — сказали звери. — Хватит и двухсот оставшихся.
Они продолжали свой путь, пока лиса вновь не остановилась и не заявила, что забыла еще сто притч.
Звери стали подбадривать ее:
— Ста оставшихся притч должно хватить, чтобы умиротворить льва.
Когда приблизились к жилищу льва, лисица в страхе сообщила:
— От этого напряжения я окончательно забыла все притчи! Теперь ничего не остается: каждый из вас должен умолять льва смилостивиться, и будем уповать на его милосердие!»
Смысл притчи ясен. Когда доброе начало напоминает человеку, что нужно раскаяться и изменить свое поведение, человек отвергает его советы, говоря, что есть еще масса времени. Ведь впереди весь месяц Элуль, Рош а-Шана, десять дней раскаяния и Йом а-Кипурим. Когда наступает Элуль, человек говорит: «У меня еще целых сорок дней». В Рош а-Шана он надеется на десять дней раскаяния, а когда наступают эти дни — рассчитывает на Йом а-Кипурим.
Теперь же, в Йом а-Кипурим, отговорок уже не остается… Раскаяться необходимо сейчас, иначе может и вправду стать слишком поздно.
Это время просить прощения за всё, что мы не должны были делать, но делали, и за всё, что должны были делать, но не делали. Ведь все Врата заперты, кроме Врат раскаяния и слез (Маор Исраэль, Шульхан Арух Шабат).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»