История о группе хасидов, которые решили поехать в Люблин на шаббат, когда читают главу Итро, чтобы прочесть о получении Торы. Они взяли талит и тфилин, завязали свои сумки и наняли телегу. Ехали в возвышенной атмосфере — произносили слова Торы и пели пробуждающие душу песни.
Проезжая мимо местечка Ропшиц, они свернули к раву — праведному раби Нафтали, одному из великих мудрецов среди их друзей, и стали уговаривать его поехать с ними. Он уклонился, сказав, что собирается поехать в другой шаббат, не в этот раз. Но они продолжили уговаривать его, и в итоге он согласился. Подумал про себя: «Своим воодушевлением они вдохновят и меня, и я обрету высокие постижения».
Приехали в Люблин и пошли поприветствовать праведника. Провидец из Люблина принял их с любовью, но в отношении раби из Ропшица, который был одним из его приближенных хасидов, не выказал никакого внимания. Тот удивился, но сам утешил себя: «Разве для того я приехал, чтобы наслаждаться знаками внимания? Я приехал только для получения Торы!»
С нетерпением он ждал, когда начнут читать Тору, хотел услышать о ее получении из уст учителя, подобного ангелу. К своему разочарованию, он не почувствовал никакого ожидаемого вдохновения. Не увидел голосов, не ощутил огня и молний, дыма и факелов, не слышал «голоса Б-жьего в силе, высекающего языки пламени».
На третьей трапезе Провидец из Люблина высказал свой комментарий к словам из Торы: «И будьте готовы к третьему дню, ибо в третий день спустился Б-г на глазах всего народа на гору Синай» (Шмот 19:11). Он пояснил: на первый взгляд, предстояние у горы Синай было настолько волнующим — отряды ангелов спустились вместе со святой Шхиной, семь небосводов раскрылись перед сынами Израиля. Они видели то, что люди обычно слышат, мир наполнился благоуханием, и с каждым речением их души вылетали из тел, а ангелы поддерживали их. Такие откровения великолепной святости неизбежно должны оставить глубокий след в душах и привести к огромному воодушевлению. Но мы видим, что это не так. Евреям понадобилось три дня подготовки. Ведь без подготовки событие не запечатлится, и никакого пробуждения не произойдет. Причем подготовка шла не день и не два — Моше «добавил еще один день по своему разумению» (Шаббат 87 а).
Теперь раби Нафтали из Ропшиц понял, почему Провидец из Люблина так холодно его принял, и почему он сам не испытал достаточного пробуждения при чтении Торы. Ведь он не собирался приезжать и не подготавливал себя за несколько дней, как делал обычно. Он отнял у себя должную подготовку, и у него не осталось сосудов для восприятия впечатлений.
Этот удивительный рассказ объясняет, почему у праздника Шавуот нет четкого времени, обозначенного днями года. Он наступает в конце счета омера и по этой же причине называется «Шавуот» (т. е. недели). Он мог выпасть на пятое, шестое или седьмое Сивана, когда новый месяц освящали по свидетельству очевидцев. Ведь пробуждение при даровании Торы целиком зависит от подготовки к нему (Майян а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»