В предисловии к книге «Путеводитель заблудших» Рамбам пишет, что человек подобен тому, кто ночью идет по дороге и опасается ям и ухабов. Внезапно на несколько мгновений вспыхивает свет, можно рассмотреть окружающий ландшафт, понять, где скрываются рытвины и канавы. Однако грешники не обращают на это внимание — «Не знают, не понимают, в темноте ходят» (Теиллим 82:5).
Грешники похожи на человека, который бредет, наталкиваясь на камни и ветки. А праведники, соответственно, похожи на тех, кто идет, неся в руке зажженный факел. Путник всё видит заранее — и камни, и норы диких зверей, и лужи.
В одном местечке жил извозчик, который услышал выступление раввина: «Каждый из нас должен подумать о ближнем и сделать что-либо ради него. Вы мудры? Поделитесь мудростью. Вы богаты? Помогите малоимущим». Эти слова запали извозчику в душу, и он решил во что бы то ни стало найти ближнего, которому можно было бы помочь.
Однако имелась небольшая загвоздка. Наш герой не был ни умным, ни богатым. Целыми днями он перевозил путников и товары из одного местечка в другое, спасаясь от непролазной грязи и темноты при помощи крошечной керосиновой лампы. Тут извозчика осенило. Перед тем, как пойти спать, он зажег лампу и повесил ее на столб, чтобы путникам легче было идти по улицам местечка. «Кто знает, — подумалось извозчику, — может, это и есть мое истинное призвание в жизни».
Утром наш герой проснулся, вышел на улицу… и в глазах у него потемнело. Какой-то злоумышленник разбил керосиновую лампу. Зловонные пятна керосина расплывались по дороге, а осколки поблескивали в траве. Извозчик огорчился: Всевышний, скорее всего, негативно отнесся к его инициативе! Наш герой помчался в синагогу к раввину.
Тот успокоил визитера: «Не переживай. Всевышнему были угодны твои дела. Светильник действительно помог нескольким честным путникам найти дорогу. Но, видишь ли, в этом мире есть и нечестные люди, которым яркий свет только мешает. Они и разбили керосиновую лампу».
В Рош а-Шана читают Теиллим со словами «Всевышний — мой свет». В Йом-Кипур же произносится стих со словами, называющими Творца «нашим спасением». В день суда мы вспоминаем о том, что мы сделали в прошлом году, день за днем.
Мы сравниваем Всевышнего со светом, который помогает вспомнить о преградах и препонах на пути. Мы радуемся «керосиновой лампе», потому что она помогла нам отдалиться от проступков и приблизила нас к заповедям.
Рабби Авраам-Цви, выпускник знаменитой Радинской ешивы, однажды услышал, как его приятель жалуется: «В книге “Зоар” написано, что заповедь, которая не выполняется в состоянии Б-гобоязненнности и смирения, не поднимается на небеса. Что же будет с нашими заповедями?» Глава ешивы, Хафец-Хаим, успокоил молодого человека, рассказав ему притчу.
В 1914-м году, накануне Первой мировой войны, к Хафец-Хаиму пришел пекарь. Он пожаловался на местных покупательниц: «Вечером я замешиваю тесто, ночью пеку хлеб, а утром они приходят и воротят нос — эта буханка не пропечена, эта подгорела. К концу дня я остаются с нераспроданным хлебом. Ребе, прошу вашего благословения».
Началась война. Молодежь призвали в армию, города опустели, многие жители стали беженцами. К Хафец-Хаиму опять пришел пекарь: «Ребе, ваше благословение сработало. В военное время люди перестали воротить носы, они раскупают весь хлеб, который я пеку!»
Хафец-Хаим улыбнулся: «В предыдущих поколениях в еврейском народе хватало праведников. Поэтому на небесах принимались не все сделанные евреями заповеди, а лишь наиболее качественные — как лучшие буханки хлеба на прилавке у пекаря. Сейчас же Всевышний знает, что положение вещей аховое. Люди отходят от веры, а те, кто остались религиозными, выполняют заповеди не самым тщательным образом. Поэтому на небесах любая заповедь будет принята “на ура”.»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»