«И поставили перед ним еду» (24:31) Представьте себе семейство Бетуэля в Арам-Нахараим. Роскошный дом, достаток… и постепенно стирающиеся воспоминания о родственнике Аврааме, который верил в Одного Б-га, был брошен в печь, но выжил, учил монотеизму многочисленных учеников, а затем покинул родную землю и отправился в Ханаан. С тех пор прошло шестьдесят пять лет.
Но что это, точнее, кто это? Раб Авраама Элиэзер, могучий бородатый человек, едет впереди колонны груженых драгоценностями верблюдов. Ривка получает в подарок золотые браслеты, а гость объясняет: «Мой хозяин, праведник и богач, хочет женить сына на вашей дочери».
«Ялкут Шимони» рассказывает, что гостеприимный хозяин Бетуэль… подмешал яд в еду Элиэзера, раба Авраама. Однако ангел передвинул тарелку, и отравленная пища досталась самому Бетуэлю. В связи с чем давайте зададимся вопросом: почему этот негодяй жаждал смерти Элиэзера?
Алшейх поясняет, что Бетуэль с домочадцами хотели завладеть имуществом гостя. Их расчет был прост — Элиэзер «внезапно» умрет, верблюды и драгоценности достанутся безутешным родственникам, а слуги вернутся в Ханаан, чтобы сообщить Аврааму о произошедшем. И тогда он отправит еще одного раба, с дополнительной партией драгоценностей и верблюдами. Двойной профит!
Любому из нас такой план покажется жестоким и иезуитским. Однако и в повседневной жизни есть немало ситуаций, когда вполне нормальные люди желают зла своим ближним. В Талмуде сказано (трактат «Недарим» 50а), что тот, кто не проведывает больного, проливает его кровь.
Рабби Ахай Гаон в своих респонсах пишет, что имеется в виду следующая ситуация. Еврей заболел. Его приятель, узнав об этом, решил навестить больного. Но, как говорится, лень-матушка возымела свое. «Я приду к нему вечером, нет, завтра днем, нет, послезавтра утром», — думает наш герой, а время бежит. Наконец ему сообщают, что больной выздоровел.
Лентяя бросает в пот. Как он посмотрит в глаза товарищу?! Как извинится за то, что не навещал его?! Нашему герою в глубине души хочется, чтобы больной продолжил болеть, или даже умер. Лишь бы не просить прощения, лишь бы не краснеть от стыда…
Каждый из нас должен взглянуть на себя со стороны, понять, чем он напоминает злодея Бетуэля, и избавиться от отрицательных качеств. Ведь недаром народ Израиля называют «милосердными, сыновьями милосердных, продолжателями союза Авраама».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»