Однажды спросил гаон, раби Иехезкель Аврамски, благословенна память праведника, своих учеников: «Скажите мне, кто из животных мира самый совершенный?»
Какой вопрос! «Человек», — ответили все в один голос.
«Человек, — сказал раби, — венец творения, сотворен по образу Б-га. Но как животное, он самый низкий: лев сильнее него, обезьяна проворнее него, олень быстрее него»…
«А, с точки зрения тела — лев», — сказали ученики.
«Лев — царь зверей, — согласился с ними раби, — но в воде он теряет всю свою силу».
«В таком случае, не существует совершенного животного, — сказали они. — У льва сила на суше, у акулы — в воде, у орла в небе, каждый совершенен в своей области».
«Почему нет? — спросил раби. — Есть: утка… И бегает, и плавает, и летает»…
Все улыбнулись. Ну, в самом деле… Утка, совершенное животное!
«Почему вы улыбаетесь?» — спросил раби.
Растерялись ученики. Почему, в самом деле.
«Объясню вам, почему вы улыбаетесь, — сказал раби. — Потому что хотя утка и бегает, но не как олень. Плавает, но не как рыба. Летает, но не как орел. Поэтому она только утка.
Лучше сосредоточиться на совершенстве в чем-то одном, а не дергаться во многих областях.»
Это качество человека и тайна приобретения Торы. Если он не выберет «немного товара, немного сна, немного наслаждения, немного смеха, немного вежливости», не удостоится короны Торы. Она не у купцов, и не у торговцев (Трактат Эрувин, 55), но у тех, кто уменьшает торговлю и умножает изучение. Но почему не может человек держаться за одно, и не убирать руки от другого. Ибо не может человек сосредоточиться на двух вещах со всей сосредоточенностью. Об этом сказано (Трактат Брахот, 63): слова Торы осуществляются только для того, кто умерщвляет себя за них, как написано: «Это учение — человек, когда умрет в шатре». И сказано (Трактат Тамид, 32): «Что делать человеку, чтобы жить — пусть умертвит себя».
Свиток «Рут» является книгой родословия царя Давида, родившегося и умершего в праздник Шавуот, и потому этот свиток читают в праздник Шавуот (Биньян Ариэль).
Когда пришел в субботу его последний час, увидел ангел смерти, что он занимается Торой, и не мог приблизиться к нему. Что сделал? Позади дворца были плодовые деревья, и он начал шуметь их ветвями. Сказал царь Давид: пойду, посмотрю, что за шум там. Начал спускаться по ступеням, шепча слова Торы, и сломалась под ним ступенька. Прекратил он на мгновение учебу, и вышла его душа.
И нашли мы в книге «Ялкут Элиэзер», что в каждом еврее есть искра царя Давида, и должен знать каждый еврей, что Тора — это книга жизни, и умножающий Тору, умножает жизнь (Трактат Авот, 2:7). И если прекратит учебу — сломает свою ступень и утеряет свое положение в жизни (Мааян а-моед)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»