Темы: Воспитание детей, Безопасность, Дошкольники, Внутренний мир, Установление границ
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, с какого возраста ребенку нужно объяснять (т. е. с какого возраста он способен понимать), что не со всеми вещами можно играть, не все шкафы можно открывать?
И как до наступления этого возраста нужно реагировать, когда ребенок делает что-то, что ему нельзя (т. е. небезопасно для него или создает много сложностей/работы взрослым)?
(По возможности вещи переложили повыше, чтобы было меньше поводов делать ребенку замечания. Вопрос от мамы ребенка, которому год). N.
Уважаемая N.,
Думаю, что маме придется набраться терпения еще на некороткий срок, поскольку ребенок в это время не «хулиганит», не «мусорит» и не «шалит», а исследует мир и делает открытия.
Считаю, что вы повели себя правильно, убрав всё, что опасно и бьется, но избавиться от работы по складыванию вещей можно, только посадив ребенка в клетку. Это действительно очень утомительно для взрослых, но никакие разговоры о порядке и даже, не дай Б-г, физические наказания не помешают ребенку лезть в шкафы и вытаскивать оттуда вещи. Потому что для него это — лаборатория научных исследований.
Только так нормальные дети постигают, что происходит в окружающем их мире. И если мы сковываем ребенка, мы мешаем его интеллектуальному развитию. А так как каждый родитель хочет, чтобы его дети были умными и развитыми, он должен понимать, что это — цена, которую он платит за их развитие.
Понятно, что это нелегко. Но если мы себе говорим: «Сейчас я позволяю ему развить свои способности и готовлю его к удачной учебе в школе и дальше», то цена не покажется нам такой высокой.
Обычно так называемые «очень спокойные дети» несколько апатичны и, когда им три-четыре года, в садиках начинают жаловаться, что они несколько отстают от других детей в развитии. Так что как раз ребенок, который тихо сидит на одном месте, должен вызывать беспокойство.
Что касается опасных предметов, то нельзя оставлять ребенка без присмотра, так как он еще совершенно неспособен понять, в чем заключается опасность.
Классический пример, как дать понять, что предмет опасен, в тех случаях, когда это доступно: дотрагиваются пальчиком ребенка до горячей печки. Обычно этого достаточно, так как наш годовалый исследователь чувствует боль.
Но, к сожалению, с большинством предметов это сделать невозможно. А поэтому существует целый ряд правил техники безопасности, которые нужно соблюдать так, как мы соблюдаем строжайшие запреты Торы.
Типа: ребенок НИ НА СЕКУНДУ не остается один возле ёмкости с водой (даже ведра для мытья полов). Все электрические розетки находятся выше вытянутой вверх ручки ребенка двух-трех лет. Все химикаты и лекарства заперты на замок. Все острые предметы лежат на высоких полках или в высоких ящиках. При переходе улицы ребенок ПРИСТЕГНУТ в коляске или его крепко держат за руку, и т. д.
Перечисляю эти пункты потому, что, к сожалению, врачи говорят: абсолютное большинство несчастных случаев с детьми происходят дома…
Так что быть мамой годовалого ребенка — это колоссальная ответственность. И только в районе шести-семи лет, когда у детей начинает развиваться абстрактное мышление, можно им объяснить, в чем заключается опасность, которую они не видят.
Желаю маме много материнских сил.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»