Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Ита Минкина, Игры с родителями, Воспитание самостоятельности
Здравствуйте, уважаемая N.,
Ваш вопрос очень непростой, а, с другой стороны, его задает немалое число родителей. Ситуацию, о которой Вы сообщаете, очень хорошо описала психолог Юлия Гекрайтер, я Вам рекомендую ознакомиться с ее книгами по воспитанию детей.
Замечательно, что у Вашей девочки хорошая и даже очень хорошая успеваемость. Ведь, кроме прочего, это показывает, что ее «сонное состояние» никак не мешает ей (в плане успеваемости) воспринимать материал, понимать его и запоминать.
Чем же нежелательно состояние такого «сна», ведь самому ребенку оно как будто не мешает?.. Молодого или неопытного педагога это может ввести в заблуждение: подумает, что девочка не успевает за классом, не понимает материал. Как правило, серьезные педагоги понимают таких детей и знают по опыту, что очень часто это — умные, талантливые и, возможно, впечатлительные дети.
В этом, скорее всего, и состоит причина ее «сонливости». Впечатлительные дети (Вам как маме решать, относится ли это к Вашей девочке) остро воспринимают происходящее, впитывают все впечатления во всей их глубине и многообразии, и их мозгу требуется время, чтобы переработать их, — больше времени, чем другим детям, так как мозг работает очень интенсивно.
Поэтому иногда происходят такие «выключения» — это защитная реакция мозга, «притормаживающая» восприятие новых впечатлений. Такая особенность есть у многих талантливых, умных и очень впечатлительных детей.
Психологи и опытные педагоги привели бы Вам в пример немало выдающихся ученых, писателей, художников, у которых была такая «сонливость» в детстве.
Важно подготовить ее к школе. Конечно, опытный педагог обладает достаточным тактом, чтобы не подстегивать и, тем более, не высмеивать ребенка, который «спит» (хотя, как мы знаем, он не спит, как раз в это время его мозг активно перерабатывает и классифицирует информацию). Но не всегда на это можно рассчитывать.
Поэтому предлагаю Вам в качестве подготовке к школе игру, которую можно назвать «Робот». В нее можно играть по 5-10 минут в день 1-2 раза. Эта игра учит ребенка концентрироваться на том, что происходит СЕЙЧАС, и концентрироваться НА ЧЕЛОВЕКЕ, который дает указания.
Но играть надо в легкой и шутливой форме, чтобы ребенок получал от этого удовольствие и запоминал навыки игры. И главное — смог потом применить их к школе.
Правила игры такие: по очереди кто-то из вас «Робот», а кто-то — «Центр Управления».
Вы даете указания (электронным голосом): «Привет, Робот-15-ОА. Я — твой Центр Управления. Приготовься к выполнению заданий. Твое задание:
Потом меняйтесь. Теперь Вы будете Робот. Когда даете ей указания — давайте смешные, перемежайте их с серьезными, чтобы ей было интересно играть. Хорошо было бы приобщить и других членов семьи к этой игре по мере возможности. Вносите в нее разнообразие.
Указания не должны быть сложными, смысл игры не в выполнении сложных упражнений, а в умении концентрироваться на указаниях, которые дает ведущий.
Когда игра войдет у вас в привычку, расскажите девочке, что школа во время уроков — это та же игра, где учителя дают задания. И нужно следить за ними и тут же выполнять, в точности — как наш Робот из игры.
Объясните ей: случается иногда, что дети во время уроков забывают об этой игре или отвлекаются от нее. Но, как только они вспоминают (возможно, стоит заранее продумать, какие подсказки-напоминалки для нее создать: например, наклейки с «Роботом»), так тут же возвращаются к игре и внимательно слушают, что говорит «Центр Управления» — учительница).
С уважением и наилучшими пожеланиями, Ита Минкина
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»