Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает Ита Минкина

Здравствуйте, уважаемая N.,

Ваш вопрос очень непростой, а, с другой стороны, его задает немалое число родителей. Ситуацию, о которой Вы сообщаете, очень хорошо описала психолог Юлия Гекрайтер, я Вам рекомендую ознакомиться с ее книгами по воспитанию детей.

Замечательно, что у Вашей девочки хорошая и даже очень хорошая успеваемость. Ведь, кроме прочего, это показывает, что ее «сонное состояние» никак не мешает ей (в плане успеваемости) воспринимать материал, понимать его и запоминать.

Чем же нежелательно состояние такого «сна», ведь самому ребенку оно как будто не мешает?.. Молодого или неопытного педагога это может ввести в заблуждение: подумает, что девочка не успевает за классом, не понимает материал. Как правило, серьезные педагоги понимают таких детей и знают по опыту, что очень часто это — умные, талантливые и, возможно, впечатлительные дети.

В этом, скорее всего, и состоит причина ее «сонливости». Впечатлительные дети (Вам как маме решать, относится ли это к Вашей девочке) остро воспринимают происходящее, впитывают все впечатления во всей их глубине и многообразии, и их мозгу требуется время, чтобы переработать их, — больше времени, чем другим детям, так как мозг работает очень интенсивно.

Поэтому иногда происходят такие «выключения» — это защитная реакция мозга, «притормаживающая» восприятие новых впечатлений. Такая особенность есть у многих талантливых, умных и очень впечатлительных детей.

Психологи и опытные педагоги привели бы Вам в пример немало выдающихся ученых, писателей, художников, у которых была такая «сонливость» в детстве.

  • Когда замечаете сонное состояние, не ругайте ее, чтобы у нее не сложилось о себе превратное мнение… что она не успевает за всеми, лентяйка или «ворон считает». Очень важно, чтобы у ребенка было позитивное мнение о себе. Потому что со временем «сонливость» пройдет, она адаптируется к школьным требованиям, а вот негативные высказывания о ней и ее манере учебы сохранятся в памяти на долгие годы.
  • Если есть возможность выбирать преподавателя первого класса, лучше, чтобы она училась у опытного спокойного учителя.
  • Хорошо включить в распорядок дня занятия спортом, игры на воздухе.
  • Давать ей дома время помечтать, поразмышлять, «побездельничать». Не одергивать и не тормошить, если она «ушла в себя» или на нее опять напала сонливость. Это только похоже на сонливость. В это время ее голова напряженно работает, осмысляя многообразие увиденного, прочитанного и услышанного. Она видит связи между всем этим и составляет свое мнение.
  • Поощряйте ее делиться своим мнением или размышлениями на разные темы, не критикуя и не настаивая на своем мнении. Дайте ей высказаться. Ребенок, у которого есть возможность спокойно высказаться, не боясь критики и насмешек (даже выраженных по-домашнему, как бы «по-доброму»), меньше склонен погружаться в себя, чем ребенок, чей единственный надежный собеседник — он сам.

Важно подготовить ее к школе. Конечно, опытный педагог обладает достаточным тактом, чтобы не подстегивать и, тем более, не высмеивать ребенка, который «спит» (хотя, как мы знаем, он не спит, как раз в это время его мозг активно перерабатывает и классифицирует информацию). Но не всегда на это можно рассчитывать.

Поэтому предлагаю Вам в качестве подготовке к школе игру, которую можно назвать «Робот». В нее можно играть по 5-10 минут в день 1-2 раза. Эта игра учит ребенка концентрироваться на том, что происходит СЕЙЧАС, и концентрироваться НА ЧЕЛОВЕКЕ, который дает указания.

Но играть надо в легкой и шутливой форме, чтобы ребенок получал от этого удовольствие и запоминал навыки игры. И главное — смог потом применить их к школе.

Правила игры такие: по очереди кто-то из вас «Робот», а кто-то — «Центр Управления».

Вы даете указания (электронным голосом): «Привет, Робот-15-ОА. Я — твой Центр Управления. Приготовься к выполнению заданий. Твое задание:

  • встать
  • повернуться направо
  • поднять левую руку
  • поднять правую руку
  • подпрыгнуть три раза на одной ноге
  • поворот головы
  • закрыть один глаз
  • закрыть второй глаз
  • чихнуть».

Потом меняйтесь. Теперь Вы будете Робот. Когда даете ей указания — давайте смешные, перемежайте их с серьезными, чтобы ей было интересно играть. Хорошо было бы приобщить и других членов семьи к этой игре по мере возможности. Вносите в нее разнообразие.

Указания не должны быть сложными, смысл игры не в выполнении сложных упражнений, а в умении концентрироваться на указаниях, которые дает ведущий.

Когда игра войдет у вас в привычку, расскажите девочке, что школа во время уроков — это та же игра, где учителя дают задания. И нужно следить за ними и тут же выполнять, в точности — как наш Робот из игры.

Объясните ей: случается иногда, что дети во время уроков забывают об этой игре или отвлекаются от нее. Но, как только они вспоминают (возможно, стоит заранее продумать, какие подсказки-напоминалки для нее создать: например, наклейки с «Роботом»), так тут же возвращаются к игре и внимательно слушают, что говорит «Центр Управления» — учительница).

С уважением и наилучшими пожеланиями, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

После родов мне тяжело быть с мужем — из-за боли во время близости…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Из-за свалившихся бед чувствую себя плохо, а семейный врач считает меня ипохондриком…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Как правильно реагировать на зависть сотрудниц, на их вопросы, сколько у меня одежды и т. д.?

24 сентября, отвечает Гитель Итахов