Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Уважение, Общение супругов, Самосовершенствование в браке, Эгоизм, Грубость
Добрый день, уважаемые раввины и консультанты. Хотелось бы спросить у Вас о допустимых для религиозного еврея формах эгоизма (в частности, в отношениях с супругами).
Проблема в том, что мой муж часто мне говорит: слезы — это форма эгоизма, депрессия — это форма эгоизма и все формы заботы человека о себе — это тоже эгоизм. Он прав, и в этом он также ссылается на труды Любавичского Ребе, мне нечего возразить.
Но мне видится, это не слишком конструктивный аргумент, когда я прошу не повышать на меня голос, не оскорблять меня и мою мать, не препятствовать мне в занятиях личными делами. И только и слышу в ответ: «Если бы ты не была высокомерной, а была по-настоящему скромной и понимала, что ты ничто, ты бы на меня не обижалась, а твоё недовольство — это твой эгоизм».
В этом он тоже прав, но у меня появляется подозрение, что он у меня пытается вызвать чувство вины, чтобы я с ним жила. Но так жить не представляется конструктивным. Ведь мы вместе растим детей, а они неизбежно вырастут и будут повторять за отцом, и тогда я боюсь, что я их потеряю — они так же будут меня «ставить на место».
Потому мой вопрос заключается в следующем: есть ли «допустимые» рамки эгоизма для еврейского человека? Т.к. хочется жить тогда по правилам, установленным нашей святой верой, а не по навязываемым двойным стандартам, где одному позволено всё, а другому ничего. Заранее благодарю! N.
Уважаемая N.,
К сожалению, я настолько закоренелая эгоистка, что совершенно не могу себе представить, что, если человек от «чисто еврейского ощущения собственного ничтожества» будет на меня орать и оскорблять мою мать, я из возвышенных побуждений удержусь от крика и альтруистически скажу: «Кричи, дорогой, кричи». Надеюсь, понятно, что всё это сарказм.
На самом деле, да простит меня Ваш муж, тут действительно идет речь о ТАКИХ двойных стандартах, при которых я никак не могу обсуждать, допустим ли для еврея эгоизм.
Потому что трудно поверить, что муж на Вас сердится из абсолютного альтруизма и понимания собственного ничтожества, «битуль а-еш» (обуздания своего эго). А поэтому мне трудно подтвердить свое мнение цитатами. Но две вещи могу сказать.
Во-первых, есть заповедь «вэ-аhавта лэ-рэаха камоха» — «И возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18). Т.е. я не могу любить ближнего, если себя я не люблю. Поэтому любовь к себе (не за счет других) предписывается Торой.
Во-вторых, есть знаменитая история, как Гилель обучал иноверца всей Торе, пока тот стоял на одной ноге. Гилель ему сказал так: «ма-ше-сануй алеха аль-таасэ лэ-хаверха» — «То, что ненавистно тебе, не делай другому». Поэтому, если мне не нравится, когда меня доводят до слез или грубо мне отвечают, то я не могу грубо разговаривать с другим человеком или доводить его до слез.
И скажите мужу, что Вы готовы разобраться с вопросами эгоизма у компетентного религиозного семейного консультанта. Желательно — у человека с хорошим знанием Торы, а сегодня таких немало. В том числе и у нас на сайте.
Может быть, с их помощью Вашему мужу удастся понять, что же имеет в виду Торат ХАБАД, когда говорит о «битуль а-еш». Что мне совершенно понятно — речь никогда не идет об обуздании эго другого человека, а только об обуздании собственного эго.
С уважением и пожеланием счастья в семейной жизни, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»