Из цикла «История еврейского народа», темы: Пурим, Идолопоклонство, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Даниэль, Персидское царство
Как уже говорилось, не все евреи откликнулись на призыв вернуться на родину. Оставшиеся жили не только в Вавилонии, но и в других царствах, входящих в персидскую империю, в том числе в столице Персии — городе Шушане (Сузах).
Падение Вавилона положительно сказалось на тех, кто, забыв свою религию, потянулся к чужим богам. Теперь многие из покоренных персами вавилонян утратили интерес к вавилонским идолам, и самые слабые из евреев также начали проявлять интерес к религии победителей.
Персы были терпимы к чужим религиям. Хотя, в отличие от вавилонян, они не преклонялись перед истуканами из золота и серебра, они все же не смогли постичь Единства Творения. По представлениям персов в мире происходит постоянная борьба между добром и злом. Бога света и добра звали Хормуз, а бога тьмы и зла — Ахриман.
В пророчестве Иешаяу, сделанном за несколько столетий до возникновения империи Кореша, высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они предадут забвению духовные ценности своего народа. Поэтому он учил евреев не забывать религию предков и свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло. И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Слова пророка спасли народ Израиля от растворения в персидской среде и укрепили его веру в Единого Б-га. Евреи соблюдали все Его заповеди даже тогда, когда рассеялись по всему персидскому царству, которое в то время на востоке граничило с Индией, а на западе — с Эфиопией. Народ, рассеянный на этом безграничном пространстве, свято верил в Тору.
Судьба евреев в Персии, как всегда в галуте, зависела от отношения к ним правителя и местных министров, и опасность физического истребления постоянно угрожала еврейскому народу. Если правитель выделял кого-либо из евреев и возвеличивал его над своими прислужниками, те люто ненавидели его и делали все, чтобы не только сбросить его, но и уничтожить физически.
Даниэль во рву со львами
Так случилось с Даниэлем, которого индийский царь Дарий удостоил особой милости, возвеличив его над своими советниками и министрами. Прислужники царя оклеветали Даниэля, и тот был брошен в ров со львами. Произошло чудо, и хищники не тронули Даниэля. А когда заговор раскрылся, царь приказал бросить клеветников вместе с их женами и детьми в тот же ров. Не успели они достичь дна, как львы растерзали их. Дарий, увидевший в этом несомненный знак Небес, приказал всем народам, проживающим в его империи, почитать Б-га, которому молился Даниэль, потому что это Б-г живой, который будет править миром вечно и которому подвластны и небо, и земля. Даниэлю оказывались самые высокие почести и во время правления Дария, и в пору царствования персидского повелителя Кореша.
Чудо Пурима
Во времена царя Ахашвероша, правившего Персией после Камбиза, над евреями империи нависла смертельная опасность. Советник царя Аман — потомок Амалека, заклятого врага Израиля, — задумал истребить всех евреев Персии.
Ахашверош приказал всем своим подданным кланяться Аману. Но еврей Мордехай — Б-гобоязненный и ученый — не захотел преклонить пред ним колена. Разгневанный поведением Мордехая, Аман добился издания указа об уничтожении евреев. Аман распространил этот указ по всем странам, входящим в персидскую империю. В указе говорилось, что в один день, 13 адара, следует уничтожить всех евреев. Узнав страшную новость, евреи объявили трехдневный пост и молили Всевышнего о спасении. Г-сподь услышал молитвы своего народа и спас евреев от гибели. В этом чудесном спасении особенно велика роль Эстер — прекрасной и смелой царицы, жены Ахашвероша. События тех дней подробно изложены в книге Эстер.
В память об этом чудесном спасении Мордехай, Эстер и еврейские мудрецы установили дни Пурима — 14 и 15 адара, как дни праздничного застолья, подарков бедным и посылания друг другу еды.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Святилище Храма — это не институт, который, будучи установленным раз и навсегда, отдается в руки коэнов
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Почему Аарон выбрал фигуру тельца?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
История изготовления тельца тоже неоднородна и буквально от начала до конца состоит из сложных моментов, требующих разъяснений