Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
По материалам газеты «Исток»

Значение слова Алель — восхваление, возвеличивание, прославление. Так называют шесть псалмов — начиная со 113-го и кончая 118-ым — из книги Теилим, Псалмы. Их торжественно читают по праздникам, произнеся сначала специальное благословение: на новомесячье, Песах, Шавуот, Сукот, все восемь дней Хануки и во время пасхального седера (при чтении «Агады», но уже без благословения). Чтение Алеля тоже завершается специальным благословением.

Читают его стоя. В Субботу Алель не читается, если на нее не выпал один из указанных праздников. Не читается он и на Пурим, причем тому есть две причины:1) вместо Алеля на Пурим читают Мегилу, что само по себе есть прославление Всевышнего; 2) избавившись от опасности уничтожения, евреи царства Ахашвероша остались в подчиненном положении у царя, но Алель — это песня людей, вышедших на свободу, как произошло с нами в Песах. Алель начинается словами: «Хвалите Всевышнего, рабы Г-спода»; сказано «рабы Г-спода», а не земного владыки.

Добавочное объяснение: не произносят Алель на чудо, которое произошло с нами за пределами Эрец Исраэль. Но почему тогда его читают в Песах? Ведь чудо выхода из Египта случилось за пределами Святой земли? Дело в том, что сама земля Израиля еще не получила тогда своей святости. А во времена Пурима эта святость уже была: появившись с приходом евреев в Страну, она не пропала даже после разрушения Первого Храма.

В дни Сукот при чтении некоторых стихов Алеля («О, Б-же, спаси нас», «Воздайте хвалу») принято совершать установленные движения лулавом (пальмовой ветвью) вкупе с тремя видами растений (этрогом, миртом и ивой): вперед, вправо, назад, влево, вверх и вниз. В субботу, выпавшую на Сукот, растения на молитву не берут — они «мукце», так называется то, что в субботу запрещено для переноски.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.