Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек постоянно изучает законы лашон а-ра, т.е. как не злословить, то он начинает замечать, как постепенно дурная привычка к злословию исчезает из его речи»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Запреты 9 ава: Еда и питье

Что произошло 9 ава?

  1. Пять трагедий обрушилось на еврейский народ 9 ава (משנה תענית כ"ו: הובא ברמב"ם פ"ה דהל" תענית ה"ג):

а. Было решено, что наши праотцы останутся в пустыне и не войдут в Страну Израиля (שם).

б. Был разрушен Первый Храм (שם).

в. Был разрушен Второй Храм (שם).

г. Был захвачен город Бейтар, и десятки тысяч евреев были убиты (שם).

д. Злодей Турнус Руфус перепахал место, на котором стоял Храм, и его окрестности ( שם הובה במ"ב ס" תקנ"ט ס"ק ב").

Поскольку все эти несчастья произошли 9 ава, наши благословенной памяти мудрецы объявили этот день днем поста (רמב"ם ומ"ב שם). Ограничения 9 ава более строгие, чем в остальные дни постов, установленных нашими мудрецами (ס" תק"נ).

Что запрещено 9 ава?

  1. 9 ава запрещено есть, пить, мыться, умащаться, вступать в супружеские отношения, носить обувь и изучать Тору (за исключением тех разделов, которые вызывают печаль, см. Е 5) (תענית ל. וס" תקנ"ד ס"א). Эти законы будут детально рассмотрены ниже (см. Б — Е).

Поскольку 9 ава все мы являемся скорбящими по разрушенному Храму, есть и дополнительные запреты, которые мы рассмотрим позже (см. Ж).

Приступим к подробному изучению этих законов.

Еда и питье

Беременные, кормящие, больные

  1. Кто обязан поститься? В другие дни поста, за исключением 9 ава и Йом кипура, некоторые алахические авторитеты считают, что беременные и кормящие женщины не обязаны поститься (ערה"ש ס" תק"נ ס"א וס" תקנ"ד ס"ז ועדות לישראל דף 125). Другие авторитеты полагают, однако, что обычай таков, что им следует поститься, если только они не находят это затруднительным (ס" תק"נ ס"א ומ"ב ס"ק ג" ו ס" תקנ"ד ס"ה). Больной или страдающий не должен поститься, даже если нет опасения, что это опасно для жизни (ערה"ש שם).

В Йом кипур и 9 ава, однако же, беременные и кормящие женщины обязаны поститься целый день, даже если они страдают, с одной лишь разницей. В Йом кипур человек обязан поститься, даже если он болен, если это только не угрожает его жизни (ע" ס" תרי"ח ס"א). 9 ава, если человек сильно страдает, или если он стар или слаб и может заболеть, он не должен поститься, даже если и нет угрозы жизни. Человек же, страдающий лишь от головной боли и прочих подобных неудобств, тем не менее, поститься обязан (ע" חיי"א קל"ה: ב, ערה"ש ס" תקנ"ד ס"ז, מ"ב ס" תקנ"ד ס"ק י"א, וע" ב"ה ס" תקנ"ט ס"ט ד"ה ואינו לענין נדחה).

Если то, что кормящая женщина будет поститься, причинит вред младенцу (например, если младенец болен и врач говорит, что пост негативно повлияет на младенца, ребенку не хватит молока, а он отказывается есть иную пищу или питаться чужим молоком), то она может есть или пить, сколько требуется (שע"ת ס" תקנ"ד ס"ק ו" הובה בכה"ח ס" תקנ"ד אות ל"ב). С любым вопросом следует обращаться за консультацией к раввину (ולענין אכילת פחות מככותבת בכא"פ, ע" ב"ה ס" תקנ"ד ס"ו ד"ה דבמקום).

Если человек не обязан поститься, поскольку это представляет для него опасность, то ему запрещено поститься (ע" מ"ב ס"ק ט"ו).

Женщина после родов

  1. В течение первых семи дней после родов женщина может не поститься (ע" ס" תקנ"ד ס"ו ומ"ב ס"ק ט", י"ב, י"ג). Что касается периода между семью и тридцатью днями после родов, то некоторые алахические авторитеты считают, что если она не сильно страдает, то обязана поститься (ע" רמ"א שם ומ"ב ס"ק ט"). Многие авторитеты полагают, что в наше время женщины слабы в течение 30 дней после родов, и им не следует поститься (ערה"ש ס"ח וכ"מ מכה"ח אות כ"ט). Женщина может вести себя в соответствии с этим мнением (ואף דדעת המ"ב ס"ק י"ג משמע להחמיר אחר שבעה מ"מ כ" הרמ"א "והמיקל לא הפסיד". וע" מ"ב ס"ק י"ד שכ" וע" במ"א שכ" דאפילו במקום שנוהגין להחמיר, בת"ב שנדחה יש להקל שלא תתענה). После 30 дней считается, что женщина уже восстановила свои силы, если только ее состояние не говорит об обратном (כ"מ ממחבר שם).

Дети

  1. Мальчики, не достигшие возраста бар-мицва, даже 12-летние, и девочки, не достигшие возраста бат-мицва, даже 11-летние, в отличие от Йом кипура, не обязаны поститься целый день (ב"ה ס" תק"נ ד"ה הכל ומ"ב ס"ק ה"). Существуют различные мнения, следует ли детям поститься часть дня (חינוך לשעות) (ע" ערה"ש ס" תקנ"ד ס"ז, חיי"א ס"ו: י, כה"ח ס" תקנ"ד אות כ"ג, וע" דברי מלכיאל ח"ה ס" ק"ל ודוק).

Не позволять себе излишеств

  1. Даже те люди, которые не обязаны поститься 9 ава, не должны позволять себе излишеств или есть больше, чем это необходимо для сохранения их здоровья (ס" תק"נ מ"ב ס"ק ה" וערה"ש ס"ס תקמ"ט).

Произнесение авдалы

  1. Когда 9 ава выпадает на воскресенье или выпадает на субботу и переносится на воскресенье, тот, кому требуется есть или пить, должен произнести авдалу. Благословение שהכל должно быть произнесено на חמר מדינה — «напиток страны» (например, пиво, кофе или чай) (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל). Затем следует благословение המבדיל (פשוט).

Полоскание рта

  1. Тот, кто ежедневно полощет рот или зубы, в прочие дни поста может это делать даже с использованием воды, если неприятный вкус во рту причиняет ему страдания (ע" ס" תקנ"ז ס"ג ומ"ב ס"ק י"א מח"א וכה"ח אות י"ד וכן שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל). Тем не менее 9 ава это разрешено только лишь в случае действительно сильных страданий (מ"ב שם). Однако, поскольку необходимо проявлять осторожность, чтобы случайно не проглотить воду, следует в момент полоскания наклониться вперед (מ"ב וכה"ח שם). В Йом кипур это запрещено (מ"ב שם). Спорным является вопрос о том, можно ли 9 ава полоскать рот специальным средством или чистить зубы без воды (דאע"ג דטעם איסור הדחת הפה הוא משום גזירה שמא יבלע ובדבר שאינו טוב לשתי" ליכא למיחש להכי מ"מ ע" מ"ב ס"ק י"ב דמשמע דחומץ דינו כמים ושמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל דהדחת הפה במאוטוואש בת"ב אסור משום רחיצה).

Лекарства

  1. Разрешено проглатывать капсулы, горькие таблетки или горькое лекарство в жидкой форме без воды (ע" באה"ט ס" תקנ"ז ס"ק ז", ישועות יעקב ס" תרי"ב, כה"ח ס" תקנ"ד אות ל"ד).

(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


В недельной главе Шмини излагаются события восьмого дня подготовки коаним к их миссии: в этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Читать дальше

Пять причин, по которым сыновья Аарона заслужили наказание смертью

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Избранные комментарии к недельной главе Шмини

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Не быть жестокосердным. Шмини

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«ШМИНИ» («ВОСЬМОЙ»). Из чего мы состоим?

Рав Бенцион Зильбер

Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.