Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Десятое ава

А. Исход 9 Ава

Маарив, авдала

1. Маарив молятся в положенное время. Если 9 ава выпадает на воскресенье или выпадает на субботу и переносится на воскресенье, мы уже выучили выше (см. Часть IV В 6), что благословение בורא מאורי האש произносится на исходе субботы. Тот, кто забыл произнести благословение בורא מאורי האש на исходе субботы, позже его уже не произносит (מ"ב ס" תקנ"ו ס"ק ד").

На исходе 9 ава авдала делается над бокалом вина или пива (מ"ב ס" תקנ"ו ס"ק ג", שעה"צ ס"ק ז" וב"ה ס" תקנ"ח ד"ה שלא וע" ערה"ש ס" תקנ"ו ס"ב) (см. Часть III В 3). Авдала состоит только из благословения на вино или пиво и благословения ברכת המבדיל, благовония не используются (ס" תקנ"ו).

קידוש לבנה обсуждается ниже в В.

Б. Ограничения 10 Ава

События 10 ава

  1. 7 ава враги вторглись в Храм. Они ели, пили и оскверняли его 7 и 8 ава. 9 ава они подожгли Храм, и он продолжал гореть до захода солнца 10 ава (קש"ע קכ"ד: כ", וס" תקנ"ח ס"א). Причина, по которой пост не был назначен на 10 ава, хотя бóльшая часть Храма сгорела именно тогда, заключается в том, что начало катастрофы считается большей трагедией (שם ומ"ב ס" תקנ"ח ס"ק א").

Иерусалимский Талмуд (Таанит 4:6) сообщает, что раби Авин постился 9 и 10 ава. Раби Леви постился 9 и только вечером 10 ава; он не постился дольше, поскольку у него не было сил поститься целый день. Мы, считающиеся более слабыми, обязаны поститься только 9 ава. Тем не менее, как мы уже узнали ранее (см. Часть I А 4), ограничения бейн амецарим [и «Девяти дней»] остаются в силе вплоть до полудня 10 ава (ע" קש"ע שם ומ"ב ס"ק ה" שם).

Запреты до полудня

  1. Поэтому, согласно обычаю, не едят мясо и не пьют вино вечером и утром 10 ава, за исключением трапезы, связанной с заповедью (ס" תקנ"ח ומ"ב ס"ק ב"). Мытье, стрижка волос, стирка одежды и музыка также запрещены до полудня (מ"ב ס"ק ב", ג" ערה"ש ס"ב). Точно так же не произносят благословение שהחיינו (קש"ע שם).

Женщина после родов, даже если прошло более 7 дней [но не более 30 дней] может есть мясо и пить вино вечером 10 ава [хотя некоторые алахические авторитеты считают, что она может поститься 9 ава, см. Часть V Б 2] (קש"ע קכ"ד: כ"א).

10 ава, приходящееся на воскресенье

  1. Если 9 ава выпадает на субботу и переносится на воскресенье, то утром в понедельник разрешено есть мясо и пить вино (ס" תקנ"ח). В воскресенье вечером это, тем не менее, запрещено из-за трагических событий, произошедших в этот день (שם). [То есть мы находим, что существуют дни поста, предназначенные для раскаяния, когда употребление мяса и вина запрещены и в вечер, следующий за постом (ע" ס" של"ד ס" כ"ו וט"ז ס"ק כ" ויו"ד ס" קפ"ה ס"ד בהגה). Поскольку день был проведен в трауре, не подобает сразу после его завершения проявлять признаки радости (то есть употреблять мясо и вино)].

Мытье, стирка одежды и стрижка волос в воскресенье вечером разрешены (ע" מ"ב ס"ק ד" ודוק). Музыка запрещена до утра (כך נראה).

9 ава, приходящееся на четверг

  1. Если 9 ава приходится на четверг, так что 10 ава является кануном субботы, то в четверг вечером разрешено стричь волосы и стирать одежду в честь субботы. Тем не менее, предпочтительно не мыться до утра пятницы. Однако, если в пятницу на всех может не хватить горячей воды, то разрешено мыться в четверг вечером (ע" מ"ב ס" תקנ"ח ס"ק ג" דרחיצה כבוס ותספורת מותר לכבוד שבת. מערה"ש ס"ב ומשע"ת ס"ק ב" ומא"ר ס"ס תקנ"ט משמע דבלילה אסור וכן שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל). Музыка и плавание запрещены до полудня пятницы (דאין בזה משום כבוד שבת).

В. קידוש לבנה

Обычай на исходе 9 ава

  1. Если на исходе 9 ава видна луна, то есть обычай проводить קידוש לבנה в это время (ע" רמ"א ס" תקנ"א ס"ח שכ" "עד אחר ת"ב" ובס" תכ"ו ס"ב כ" שלא לקדש מוצאי ת"ב ובבאה"ט כ" דהאר"י ז"ל כ" לקדשה במוצאי ת"ב וכ"כ במ"ב ס"ק י"א). Однако, в отличие от Йом кипура, не следует проводить קידוש לבנה на исходе 9 ава еще без обуви или, не поев хотя бы немного (ע" מ"ב ס" תכ"ו ס"ק י"א וע" שעה"צ ס"ק ט" דבציבור יכול לקדש אף בלא טעם משום דברוב עם וגו").

9 ава, приходящееся на четверг

  1. Если 9 ава приходится на четверг, для קידוש לבנה следует дождаться исхода субботы, то есть 12 ава (מ"ב ס" תכ"ו ס"ק י". ונראה דבשנה גשומה או במקומות שהוא ימות הגשמים אין להמתין). Причина этого заключается в том, что קידוש לבנה считается сравнимым с קבלת פני השכינה, принятием Б‑жественного присутствия, которое следует проводить в радостном настроении (ע" מהרי"ל).

ציון במשפט תפדה ושביה בצדקה

Издательство Швут Ами . Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»