Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Десятое ава

А. Исход 9 Ава

Маарив, авдала

1. Маарив молятся в положенное время. Если 9 ава выпадает на воскресенье или выпадает на субботу и переносится на воскресенье, мы уже выучили выше (см. Часть IV В 6), что благословение בורא מאורי האש произносится на исходе субботы. Тот, кто забыл произнести благословение בורא מאורי האש на исходе субботы, позже его уже не произносит (מ"ב ס" תקנ"ו ס"ק ד").

На исходе 9 ава авдала делается над бокалом вина или пива (מ"ב ס" תקנ"ו ס"ק ג", שעה"צ ס"ק ז" וב"ה ס" תקנ"ח ד"ה שלא וע" ערה"ש ס" תקנ"ו ס"ב) (см. Часть III В 3). Авдала состоит только из благословения на вино или пиво и благословения ברכת המבדיל, благовония не используются (ס" תקנ"ו).

קידוש לבנה обсуждается ниже в В.

Б. Ограничения 10 Ава

События 10 ава

  1. 7 ава враги вторглись в Храм. Они ели, пили и оскверняли его 7 и 8 ава. 9 ава они подожгли Храм, и он продолжал гореть до захода солнца 10 ава (קש"ע קכ"ד: כ", וס" תקנ"ח ס"א). Причина, по которой пост не был назначен на 10 ава, хотя бóльшая часть Храма сгорела именно тогда, заключается в том, что начало катастрофы считается большей трагедией (שם ומ"ב ס" תקנ"ח ס"ק א").

Иерусалимский Талмуд (Таанит 4:6) сообщает, что раби Авин постился 9 и 10 ава. Раби Леви постился 9 и только вечером 10 ава; он не постился дольше, поскольку у него не было сил поститься целый день. Мы, считающиеся более слабыми, обязаны поститься только 9 ава. Тем не менее, как мы уже узнали ранее (см. Часть I А 4), ограничения бейн амецарим [и «Девяти дней»] остаются в силе вплоть до полудня 10 ава (ע" קש"ע שם ומ"ב ס"ק ה" שם).

Запреты до полудня

  1. Поэтому, согласно обычаю, не едят мясо и не пьют вино вечером и утром 10 ава, за исключением трапезы, связанной с заповедью (ס" תקנ"ח ומ"ב ס"ק ב"). Мытье, стрижка волос, стирка одежды и музыка также запрещены до полудня (מ"ב ס"ק ב", ג" ערה"ש ס"ב). Точно так же не произносят благословение שהחיינו (קש"ע שם).

Женщина после родов, даже если прошло более 7 дней [но не более 30 дней] может есть мясо и пить вино вечером 10 ава [хотя некоторые алахические авторитеты считают, что она может поститься 9 ава, см. Часть V Б 2] (קש"ע קכ"ד: כ"א).

10 ава, приходящееся на воскресенье

  1. Если 9 ава выпадает на субботу и переносится на воскресенье, то утром в понедельник разрешено есть мясо и пить вино (ס" תקנ"ח). В воскресенье вечером это, тем не менее, запрещено из-за трагических событий, произошедших в этот день (שם). [То есть мы находим, что существуют дни поста, предназначенные для раскаяния, когда употребление мяса и вина запрещены и в вечер, следующий за постом (ע" ס" של"ד ס" כ"ו וט"ז ס"ק כ" ויו"ד ס" קפ"ה ס"ד בהגה). Поскольку день был проведен в трауре, не подобает сразу после его завершения проявлять признаки радости (то есть употреблять мясо и вино)].

Мытье, стирка одежды и стрижка волос в воскресенье вечером разрешены (ע" מ"ב ס"ק ד" ודוק). Музыка запрещена до утра (כך נראה).

9 ава, приходящееся на четверг

  1. Если 9 ава приходится на четверг, так что 10 ава является кануном субботы, то в четверг вечером разрешено стричь волосы и стирать одежду в честь субботы. Тем не менее, предпочтительно не мыться до утра пятницы. Однако, если в пятницу на всех может не хватить горячей воды, то разрешено мыться в четверг вечером (ע" מ"ב ס" תקנ"ח ס"ק ג" דרחיצה כבוס ותספורת מותר לכבוד שבת. מערה"ש ס"ב ומשע"ת ס"ק ב" ומא"ר ס"ס תקנ"ט משמע דבלילה אסור וכן שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל). Музыка и плавание запрещены до полудня пятницы (דאין בזה משום כבוד שבת).

В. קידוש לבנה

Обычай на исходе 9 ава

  1. Если на исходе 9 ава видна луна, то есть обычай проводить קידוש לבנה в это время (ע" רמ"א ס" תקנ"א ס"ח שכ" "עד אחר ת"ב" ובס" תכ"ו ס"ב כ" שלא לקדש מוצאי ת"ב ובבאה"ט כ" דהאר"י ז"ל כ" לקדשה במוצאי ת"ב וכ"כ במ"ב ס"ק י"א). Однако, в отличие от Йом кипура, не следует проводить קידוש לבנה на исходе 9 ава еще без обуви или, не поев хотя бы немного (ע" מ"ב ס" תכ"ו ס"ק י"א וע" שעה"צ ס"ק ט" דבציבור יכול לקדש אף בלא טעם משום דברוב עם וגו").

9 ава, приходящееся на четверг

  1. Если 9 ава приходится на четверг, для קידוש לבנה следует дождаться исхода субботы, то есть 12 ава (מ"ב ס" תכ"ו ס"ק י". ונראה דבשנה גשומה או במקומות שהוא ימות הגשמים אין להמתין). Причина этого заключается в том, что קידוש לבנה считается сравнимым с קבלת פני השכינה, принятием Б‑жественного присутствия, которое следует проводить в радостном настроении (ע" מהרי"ל).

ציון במשפט תפדה ושביה בצדקה

Издательство Швут Ами . Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.