Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Запреты 9 ава. Умащение, супружеские отношения, ношение обуви

Умащение ради удовольствия

  1. 9 ава запрещено умащать себя ради удовольствия (שם ס" ט"ו). В этот запрет включены втирание или нанесение на тело любого вещества, жидкого или твердого, которое обычно наносится на кожу. (ע" מ"ב ס"ק כ"ח)

Следовательно, нельзя наносить на тело масло, мыло, спирт, тонизирующий состав для волос, мазь, духи и т.п. (ע"פ הנ"ל)

Нанесение мази с лечебной целью

  1. Поскольку умащение запрещено только в том случае, когда оно производится ради удовольствия, разрешено проводить его по медицинским показаниям. Следовательно, если кожа находится в таком состоянии, что требуется нанести на нее мазь и т.п., разрешено это сделать, даже если перенос этого действия на более поздний срок не причинил бы вреда (ע" ס" תקנ"ד ס" ט"ו).

Дезодорант

  1. Хотя и запрещено применять для тела духи (см. 1), разрешено использовать дезодорант, чтобы избавиться от неприятного запаха (ב"ה ס" תקנ"ד ס" ט"ו ד"ה סיכה).

Супружеские отношения

  1. Поскольку 9 ава запрещены супружеские отношения, не следует даже дотрагиваться до жены вечером 9 ава (ע" ס" תקנ"ד ס" י"ח ומ"ב ס"ק ל"ז וע" שעה"צ ס"ק מ"ד).

Какой вид обуви запрещен?

  1. 9 ава запрещено носить обувь (ס" תקנ"ד ס" ט"ז). Большинство алахических авторитетов считают, что данный запрет относится лишь к кожаной обуви. Обувь, сделанная из ткани (например, некоторые виды кроссовок), дерева, резины (например, галоши или парусиновые туфли на резиновой подошве), пластика и т.п., разрешена (ע" שם ושע"ת ס"ק י"א וכה"ח אות ע"ב). Даже если обувь состоит из кожи лишь частично, носить ее запрещено (מ"ב ס"ק ל"א). Даже если обувь сделана из дерева или другого материала и покрыта кожей только сверху, она запрещена (מחבר שם).

Тот, кто находится среди неевреев

  1. Если человек вынужден ходить среди неевреев и носить кожаную обувь из опасения вызвать насмешки, то будет предпочтительнее положить в обувь песок (רמ"א ס" י"ז ומ"ב ס"ק ל"ג,ל"ד). Попав в еврейскую среду, он должен как можно быстрее снять обувь (רמ"א שם). В наше время, однако, доступны различные типы обуви из разрешенных материалов, так что ему следует носить такую обувь вместо кожаной (כך נראה).

Тот, кому необходимо идти пешком на большое расстояние

  1. Тот, кому необходимо идти пешком на большое расстояние или проходить по камням или грязи, и идти без обуви будет больно [при условии, что разрешенные виды обуви недоступны], может одеть кожаную обувь (ס" תקנ"ד ס" י"ז ומ"ב ס"ק ל"ב), внутрь которой желательно положить песок (מ"ב ס"ק ל"ג). Прийдя к месту своего назначения, следует немедленно снять такую обувь (как и в пункте 2), когда в ней уже больше нет надобности (ס" תקנ"ד ס" י"ז ומ"ב ס"ק ל"ב).

Тому, кто едет на телеге, в автомобиле или ином виде транспорта, запрещено носить кожаную обувь (ע" מ"ב ס"ק ל"ב). Также и тот, кто находится дома или на работе [когда работа разрешена, см. Ж 8], не может носить кожаную обувь [за исключением случая, когда он находится среди неевреев (см. 2), а ношение разрешенного вида обуви невозможно] (ע" מ"ב ס"ק ל"ה, ל"ו).

Ношение обуви по медицинским показаниям

Разрешено носить кожаную обувь по медицинским показаниям. Следовательно, можно надеть кожаную обувь, если стопа повреждена, и ношение кроссовок или иной разрешенной обуви не сможет обеспечить стопе достаточную поддержку (ע" ס" תרי"ד ס"ג). С любым вопросом подобного рода следует обратиться к раввину.

(продолжение следует) Издательство Швут Ами . Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени