Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда твой враг колеблется, не радуйся, и когда он споткнулся, не разрешай своему сердцу веселиться»Пиркей Авот 4, 9
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Входя в класс, учитель должен думать, какое впечатление о нем останется после того как он выйдет из класса! — сказал израильский психолог Дов Эстрин, обращаясь к педагогам «Синай Академи» в Бруклине. — У каждого из нас могут быть свои проблемы и настроения. Однако в тот момент, когда учитель входит в класс, он должен оставить свои проблемы за дверью. Хороший педагог не заставляет, а вдохновляет своих учеников…

Умение поддерживать настроение и мотивировать сотрудников необходимо любому руководителю. Трудно переоценить значение хорошего настроения в семейной жизни. Подобно учителю, муж «начинается» с того, как он входит в дом. Неприятности на работе могут испортить настроение, но, входя в дом, муж должен научиться оставлять свои проблемы за дверью.

В момент бракосочетания муж принимает на себя три обязанности, зафиксированные в брачном договоре — «Ктубе»: кормить, одевать и радовать свою жену. На нем лежит обязанность создавать теплую и радостную атмосферу в семье. Жена, кончено же, должна ему в этом помогать…

«Когда ваши шли туда, то наши уже шли обратно!» — мог бы в шутку ответить психологу ветеран еврейского образования Америки рав Илай Шворц. Полвека (!) проработал он директором иешивы «Каменец» в Бруклине и посвятил еще пятнадцать лет своей жизни профессиональному росту учителей «Синай Академи». Рав Шворц — воспитанник легендарного рава Менделовича, основателя системы еврейских школ Америки «Тора уМесора». Наставляя преподавателей, рав Шворц любит обращаться к нашей недельной главе.

«Моисей собрал всю общину…» и говорил о соблюдении шаббата и строительстве Мишкана — Храма в пустыне (Шмот 35:1). Но почему же несколько предложений спустя в Торе сказано: «И вышла вся община… от Моисея» (Шмот 35:20)? Если евреи пришли к Моисею, то само собой разумеется, что они от него же и вышли! — говорит рав Шворц. — Чему учит нас Тора, подчеркивая, казалось бы, ненужное: «И вышла вся община… от Моисея»? Тому, что те, кто пришли к Моисею, удостоились выйти от него обновленными людьми. Общение с Моисеем произвело на них такое впечатление, что Тора подчеркнула — они вышли ОТ МОИСЕЯ! Эти слова — назидание каждому из нас. Нам следует думать о том, какое впечатление мы производим на окружающих людей, на наших друзей и, может быть, самое главное — на наших детей.

Отмечая праздник Свободы, мы рассказываем детям историю Исхода. В пасхальной Агаде упоминаются четыре сына, каждый из которых задает свой вопрос и удостаивается получить для себя ответ. Первым вопрошает мудрый сын (хахам): «Каковы… законы, которые заповедовал нам Всевышний?». «Скажи ему, что нельзя есть после афикомана (последнего кусочка мацы)», — отвечает Агада.

Почему мы рассказываем мудрому сыну о самом конце пасхального вечера, о том, что нельзя есть после последнего кусочка мацы? Разве не лучше было бы рассказать ему о начале Седера — символе свободы — маце и символе рабства — горькой траве марор?

Мудрецы объясняют, что мы не едим после последнего кусочка мацы для того, чтобы сохранить вкус мацы во рту. Как долго следует сохранять вкус хлеба свободы? В духовном смысле мы хотели бы ощущать вкус свободы до следующего праздника Песах. Мудрому сыну мы можем сказать, что Песах нужно провести так, чтобы сохранить впечатления о празднике на весь год!

Собрав общину народа Израиля, Моисей говорил о субботе и Храме. Суббота — это Храм времени. Важно, как мы в него входим, встречая субботу Кидушем. Но, может быть, еще важнее, как мы из него выходим, провожая субботу Хавдалой, сохраняя впечатления святости времени, которые берем с собой в будни.

Если вы были в Иерусалиме, то видели, как люди пятясь отходят от Стены Плача. Важно, с каким чувством еврей подходит к месту, на котором когда-то стоял Храм, но еще важнее, как он отходит от Стены Плача, унося с собой впечатление о святости.

Главным инструментом нашего влияния на окружающий мир являются те впечатления, которые мы на него производим. Почему Всевышний сначала сотворил свет, а потом сокрыл его? Потому что Всевышний творил мир впечатлением, которое свет оставил после себя. Так же и человек, сотворенный по образу и подобию Творца, проявляет свои творческие силы во впечатлениях, которые он оставляет после себя. Не только произведения искусства, книги, фильмы или музыка, но и наши дела и слова оставляют впечатления в душах людей и творят мир!


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше