Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Песах, Ваикра, Свобода, Лев Кацин, Египетское рабство
В наше время многие говорят о свободе, и, конечно же, все готовы воспользоваться ее плодами. Даже ненавидящие демократию осаждают американские посольства, чтобы, въехав сюда, получить все предлагаемые Америкой блага. Но разве свобода заключается в реализации американской мечты: собственного дома, автомобиля и беззаботной жизни?Приближающийся праздник Исхода евреев из египетского рабства открывает перед нами новое понимание концепции Свободы.
В пасхальный вечер семья собирается у празднично накрытого стола. Глава семьи или тот, кто ведет Седер, поднимает кусок мацы, разламывает его на две части и произносит слова, которые могут стать для нас своего рода Декларацией независимости и свободы:
Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской.Всякий, кто голоден, пусть придет и ест.Всякий, кто нуждается в праздновании Песах, пусть придет и празднует его вместе с нами.Сегодня мы находимся в изгнании, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник в Земле Израиля.Сегодня мы рабы, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник свободными людьми.
Мы привыкли думать, что маца — это не хлеб бедности, а хлеб свободы, который евреи ели в Синайской пустыне после Исхода из Египта. Тора рассказывает нам, что евреи выходили из Египта так стремительно, что тесто не успевало закваситься. Почему же рассказ об Исходе, приведенный в пасхальной Агаде, начинается с утверждения о том, что маца — это хлеб бедности, который ели еврейские рабы еще в Египте? Впрочем, если бы нужно было выбрать хлеб символом свободы, то разве не предпочли бы сладкий торт сухому хлебу бедности — маце? Почему маца становится не символом рабства, а символом свободы?«Потому что человек должен быть готов отказаться от “сладких лепешек Фараона” во имя свободы!» — объясняет Магараль из Праги.
Понятно, что горькая трава Марор (листья салата или хрен) является символом рабства. Но почему же сладкая смесь тертых яблок и вина — Харосет напоминает нам о глине, используемой рабами для строительства пирамид? Почему символ рабства сладкий?
Потому что обманчива сладость богатства! Человек может стать «хорошо оплачиваемым рабом» — начальником с домом и дачей, возводя то пирамиды, то создавая «МиГи» и «Катюши», угрожающие его братьям уничтожением. Вырваться из обманчиво сладкого рабства еще труднее, чем из тяжелого и горького.
Мы называем мацу хлебом бедности потому, чтобы напомнить себе: свободой не только наслаждаются, за нее сражаются, пренебрегая богатством, благополучием и безопасностью, а если нужно — за свободу отдают жизнь.Наша недельная глава открывает третью книгу Пятикнижия, посвященную служению в Храме и жертвоприношению. Зачем современному человеку думать о жертвах? — удивитесь вы.Разве наши родители не жертвовали многим ради нас? Разве мы не жертвуем во имя наших детей, любимых и близких? Разве мир и сегодня не держится на тех, кто готов пожертвовать собой во имя других?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению