Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отделять десятину, чтобы разбогатеть.»Вавилонский Талмуд, Таанит 9
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

В наше время многие говорят о свободе, и, конечно же, все готовы воспользоваться ее плодами. Даже ненавидящие демократию осаждают американские посольства, чтобы, въехав сюда, получить все предлагаемые Америкой блага. Но разве свобода заключается в реализации американской мечты: собственного дома, автомобиля и беззаботной жизни?Приближающийся праздник Исхода евреев из египетского рабства открывает перед нами новое понимание концепции Свободы.

В пасхальный вечер семья собирается у празднично накрытого стола. Глава семьи или тот, кто ведет Седер, поднимает кусок мацы, разламывает его на две части и произносит слова, которые могут стать для нас своего рода Декларацией независимости и свободы:

Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской.Всякий, кто голоден, пусть придет и ест.Всякий, кто нуждается в праздновании Песах, пусть придет и празднует его вместе с нами.Сегодня мы находимся в изгнании, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник в Земле Израиля.Сегодня мы рабы, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот Праздник свободными людьми.

Мы привыкли думать, что маца — это не хлеб бедности, а хлеб свободы, который евреи ели в Синайской пустыне после Исхода из Египта. Тора рассказывает нам, что евреи выходили из Египта так стремительно, что тесто не успевало закваситься. Почему же рассказ об Исходе, приведенный в пасхальной Агаде, начинается с утверждения о том, что маца — это хлеб бедности, который ели еврейские рабы еще в Египте? Впрочем, если бы нужно было выбрать хлеб символом свободы, то разве не предпочли бы сладкий торт сухому хлебу бедности — маце? Почему маца становится не символом рабства, а символом свободы?«Потому что человек должен быть готов отказаться от “сладких лепешек Фараона” во имя свободы!» — объясняет Магараль из Праги.

Понятно, что горькая трава Марор (листья салата или хрен) является символом рабства. Но почему же сладкая смесь тертых яблок и вина — Харосет напоминает нам о глине, используемой рабами для строительства пирамид? Почему символ рабства сладкий?

Потому что обманчива сладость богатства! Человек может стать «хорошо оплачиваемым рабом» — начальником с домом и дачей, возводя то пирамиды, то создавая «МиГи» и «Катюши», угрожающие его братьям уничтожением. Вырваться из обманчиво сладкого рабства еще труднее, чем из тяжелого и горького.

Мы называем мацу хлебом бедности потому, чтобы напомнить себе: свободой не только наслаждаются, за нее сражаются, пренебрегая богатством, благополучием и безопасностью, а если нужно — за свободу отдают жизнь.Наша недельная глава открывает третью книгу Пятикнижия, посвященную служению в Храме и жертвоприношению. Зачем современному человеку думать о жертвах? — удивитесь вы.Разве наши родители не жертвовали многим ради нас? Разве мы не жертвуем во имя наших детей, любимых и близких? Разве мир и сегодня не держится на тех, кто готов пожертвовать собой во имя других?


Каково отношение к животным в еврейской религии? Стоит ли, согласно Торе, быть вегетарианцем, разрешено ли эксплуатировать животных и для каких целей, почему есть животные кошерные и некошерные — эти и другие вопросы мы затронем в рамках данной темы Читать дальше

Недельная глава Шмини

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Шмини»

Мир сокрытый, мир явный

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Двойственность скрытого, внутреннего мира и мира явного, открытого.

Падение теории неодарвинизма

Рав Пинхас Шнайдер

Всякое случайное изменение в генах – или порча и ухудшение, или, в лучшем случае, бессмысленная трансформация. Случайное изменение не улучшает наследственность, и не добавляет информации, поднимающей организм на новую ступень развития. Его потомки не будут более развитыми, чем он. Цепочка мутаций не превращает амебу в муху, червяка - в слона, а тем более в человека.

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож.

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Запреты охотиться, умерщвлять животное, обрабатывать кожу и их следствия.