Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Отдать последнее?

«Жертвую первые десять долларов!» — объявил самый богатый еврей синагоги в Нижнем Манхэттене в момент сбора средств на нужды еврейской школы Нью-Йорка. «Жертвую свои последние десять долларов!» — тут же сказал бедный еврей, который приехал в начале ХХ века в Нью-Йорк из местечка под Киевом. «Когда работник иммиграционной службы попытался записать фамилию Китайгородский английскими буквами, он предложил моему отцу поменять ее на простую в написании фамилию Коен, — рассказал мне рабби Давид Коен — один из крупнейших авторитетов еврейского закона современной Америки. — Мой отец поменял фамилию, но остался тем же щедрым и преданным еврейству человеком, который однажды пожертвовал в синагоге последние десять долларов». Эта история заставляет нас задуматься. С одной стороны, богатый проявил инициативу и дал первым, став примером для других прихожан, но, с другой стороны, бедняк пожертвовал свои последние десять долларов, что ценнее десяти долларов богатого. Чей же поступок достоин большей похвалы? Пусть этот вопрос, на который, возможно, нет однозначного ответа, останется предметом для самостоятельного размышления читателя…

Только за себя?

Наша жизнь подчинена острой борьбе за существование. Мы только и думаем о том, как взять что-то себе: получить наилучшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу… В этом нет ничего плохого, ведь наши мудрецы учили: «Если я не за себя, то кто же за меня?» Однако следует помнить продолжение этих слов: «Но если я только за себя, то что я? И если не сейчас, то когда?» Ведь то, что мы берем себе, обретает смысл лишь тогда, когда мы посвящаем свою жизнь другим. Более того, человек, который живет для других, обретает мотивацию и жизненные силы: ему есть во имя чего учиться и работать. Может быть, это парадоксально звучит, но человек, который «берет для того, чтобы дать», — «лучше» берет. Он лучше учится и работает, потому что делает это во имя великой цели — помощи людям.

Как жертвовать?

Итак, для того чтобы научиться этому великому искусству давать, нам следует задать себе три вопроса: как жертвовать? что жертвовать? кому жертвовать? Именно этому учит нас рассказ о том, как евреи в Синайской пустыне жертвовали свое имущество на строительство переносного Храма — Мишкана.«И сказал Всевышний Моисею: Скажи сынам Израиля, чтобы они взяли для Меня пожертвования…: золото, и серебро, и медь, голубую шерсть, дерево… масло… (драгоценные) камни…» (Шмот 25:1—8).Обратите внимание: золото, серебро, медь, шерсть, дерево, масло, драгоценные камни. На первый взгляд, Тора упоминает пожертвования в порядке убывания их ценности. Но тогда почему драгоценные камни оказались не в начале, а в самом конце этого списка? Рабби Хаим бен Атара из Марокко приводит три любопытных ответа в своем комментарии к Торе «Ор аХаим» («Свет жизни»).

Спешите делать добро!

Главы колен народа пожертвовали драгоценные камни. Однако тот факт, что камни эти упоминаются последними в списке пожертвований, напоминает о грехе этих лидеров народа. Когда Моисей обратился к евреям с просьбой жертвовать на строительство Мишкана, то главы колен решили: подождем, пока все дадут свои пожертвования, и в конце восполним то, чего не будет хватать! Так в чем же грех? Слово хэт — на иврите «грех», происходит от глагола «леахти» — «промахнуться» или «упустить возможность». Грех — это неисполнение своего предназначения! Лидер народа должен быть примером для подражания, его действия должны вызывать энтузиазм у людей, которых он за собой ведет. Потому если лидер делает что-то последним, то он попросту не исполняет свою миссию лидера. Более того, если человек делает что-то первым, то это свидетельствует о его искреннем желании. «Если тебе представилась возможность выполнить мицву, сделать доброе дело, то не упускай эту возможность! — учат нас мудрецы Талмуда. — Ведь если дать тесту время скваситься, то вместо мацы получится хамец — квасное!» «Так же и наши поступки! — объяснял глава иешивы “Нер Исраэль” в Балтиморе рав Рудерман. — Если человек видит возможность помочь нуждающемуся, но вместо того чтобы помочь немедленно, откладывает это, то как бы превращает свой поступок из “мацы в хамец!”Дело не только в том, что мы делаем, но и как, с каким сердцем мы это делаем, какими чувствами наполняем свой поступок».Все евреи жертвовали в порыве любви к Всевышнему и своему народу, а главы колен своим долгим ожиданием упустили возможность дать вовремя. Их драгоценные камни приводятся последними, потому что в них не было порыва любви! Отсюда урок: спешите делать добро!

Никогда не поздно!

Золото и серебро евреи взяли у египтян в качестве компенсации за свой каторжный труд в рабстве. Но откуда взялись драгоценные камни в пустыне? Главы колен осознали, что упустили возможность пожертвовать на строительство Мишкана, когда увидели: все, что было нужно, уже собрано, и не хватало лишь драгоценных камней. Тогда у них возникло искреннее и сильное желание отдать эти камни. Ребе из Гур пишет в своей книге «Сфат Эмет», что в награду за свое желание главы колен удостоились найти эти камни в облаках славы, которые хранили народ в пустыне. Ведь ничто не устоит перед лицом желания, учили мудрецы в «Поучениях отцов». Потому если человек уже упустил момент, то должен помнить, что все равно «лучше поздно, чем никогда». Чудесная находка драгоценных камней учит нас тому, что «никогда не поздно!»

Что жертвовать?

Все это верно, но камни эти были найдены, а не обретены тяжелым трудом, подобно золоту. Потому Тора сначала упоминает золото и лишь в конце — драгоценные камни. Ибо то, что с легкостью приходит, с легкостью и уходит. То, что человек дает, должно быть ценно для него самого, а не только для того, кому он жертвует. Ведь подарком мы выражаем свое отношение к другу. Иногда человек идет в гости и думает, что подарить, и ищет у себя в доме какую-то вещь, которая ему самому не нужна. Однако когда Яаков во время голода просил сыновей передать подарок главному министру процветающего Египта, то попросил их взять орехи и сушеные фрукты. Яаков выразил свое уважение не золотом, а едой — самым ценным в голодное время. Однажды Сатмарский ребе Йоэль Тательбаум оказался в субботу в синагоге в Нью-Йорке. Возник вопрос: вызвать ребе к Торе третьим или шестым? В этой синагоге был обычай ашкеназских евреев: наиболее уважаемого человека вызывают к Торе третьим (первым после коена и леви). У хасидов же уважаемого человека вызывают шестым (согласно словам Каббалы). Каким же образом оказать уважение хасидскому ребе: дав ему то, что ценят люди этой синагоги, или то, что ценят хасиды? Ответ был найден: те, кто оказывают уважение, должны дать то, что ценно для них, и вызвать ребе третьим!

Кому жертвовать?

Золото и серебро жертвовалось на строительство Мишкана, в котором хранилась Тора, в то время как драгоценные камни использовались в одежде первосвященника. В более глубоком смысле: идеи Торы или поступки — служба первосвященника? Как бы ни были важны добрые дела, как бы ни ценно было кормить голодных и одевать нуждающихся, еврейский народ продолжает существовать потому, что помнит об обязанности учиться и учить добру своих детей. Некоторые леволиберальные евреи забывают о том, что «не хлебом единым сыт человек». Их приоритеты пожертвований вызывают удивление. Они готовы помочь всем и вся: нью-йоркской опере, еврейскому центру в Гарлеме, где уже давно нет евреев, или, в крайнем случае, пожертвовать на социальные нужды еврейских общин. Впрочем, сегодня они столкнулись с острой проблемой ассимиляции. Если они продолжат игнорировать важность еврейского образования, заботясь лишь о материальных нуждах общин, то, не дай Б-г, эти общины просто исчезнут. Потому в списке пожертвований для Мишкана — Хранилища Торы — золото упоминается первым. Ибо лучшей гарантией существования нашего народа является еврейское образование для еврейских детей!


Для того чтобы стать хорошим учителем, надо учиться 5 лет и ещё хотя бы 3 года стажа. Получается, учителям требуется 8 лет учёбы, чтобы родители могли доверить им своё чадо на несколько часов в день. А сколько учились мы, чтобы стать мамой и папой на всю жизнь? Читать дальше

Основные принципы воспитания детей 1. Воспитание. Что это?

Рав Ашер Кушнир

Мы начинаем курс занятий, на которых попробуем изложить основные принципы воспитания детей. Наше первое занятие посвящено общим положениям, определениям, тем теоретическим принципам, которые лежат в основе всех практических выводов.

Как уберечь детей от влияния улицы

Рав Яков Доктор

Многие родители сталкиваются с проблемой отрицательного влияния улицы. В детском и особенно в подростковом возрасте важнейшим мнением для человека является мнение его сверстников. Ради того, чтобы им понравиться, он готов на любые жертвы. Поэтому нередко конкуренции с мнением улицы родительский дом не выдерживает. А если на улице доминируют дурные компании, это грозит семье настоящей бедой. Я лично знаю несколько подобных случаев

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 3. Учись учиться

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 5. Болезнь небрежности и лени, и чем ее лечат

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Совершенная Мера» 6. О воспитании и обучении сыновей и о порицании

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Книга написанная равом Элияу из Вильно - Виленским Гаоном

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 4. Главное о душевных болезнях и их лечении

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим). К родителям и учителям

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Становление личности 1. Условные связи

Рав Йехиэль Якобзон,
из цикла «Становление личности»

Эта брошюра призвана не укреплять веру и Б-гобоязненность родителей, а только дать им практические советы о том, как можно привлечь поддержку Небес