Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему мы радуемся в месяц Адар? Потому что с этим временем связано строительство Храма! Верно и обратное: радость обладает огромной созидательной силой. Чувство радости способно восстановить Храм! Почему мы радуемся в Пурим? Потому что выжили! — ответят многие. Это верно, но в большей степени верно и то, что мы выжили благодаря УМЕНИЮ РАДОВАТЬСЯ!

«Живу в ДИРЕ, купаюсь в ЯМЕ», — шутят русскоязычные израильтяне. Вы не поняли шутки? Дело в том, что на иврите ДИРА — квартира, жилище, ЯМ — море. Я вспоминаю об этой шутке, когда задаю вопрос: что означает название еврейского месяца Адар? В книгах написано, что название этого месяца намекает на жилище — Храм Всевышнего, который был отстроен в результате событий отмечаемого в это время праздника Пурим…

Впрочем, всему свое время: время скорбеть о разрушении и время радоваться строительству, как учил мудрый царь Соломон:

«Время плакать и время смеяться… время разбрасывать камни и время собирать камни» (Экклезиаст 3).

Время плакать — это месяц Ав, а время смеяться — месяц Адар.

«Когда “входит” месяц Ав, уменьшают радость, когда “входит” Адар, увеличивают радость», — учат мудрецы Талмуда (Таанит 29 а).

Почему уменьшается радость в месяц Ав? Девятого Ава был разрушен Храм. То, что разрушение «уменьшает радость», лежит на поверхности. Суть в том, что верно и обратное: уменьшение радости, уныние и печаль обладают огромной разрушительной силой.

Почему мы радуемся в месяц Адар? Потому что с этим временем связано строительство Храма! Верно и обратное: радость обладает огромной созидательной силой. Чувство радости способно восстановить Храм! Почему мы радуемся в Пурим? Потому что выжили! — ответят многие. Это верно, но в большей степени верно и то, что мы выжили благодаря УМЕНИЮ РАДОВАТЬСЯ! Пророчествуя о причинах разрушения, Тора обращается к еврейскому народу:

«Ты будешь изгнан из Израиля за то, что не служил ты Всевышнему с радостью» (Дварим 28:47).

Почему за, казалось бы, незначительное нарушение народ наказывается так сурово? Где концепция справедливости «мера за меру»?

Впрочем, что такое служба без радости? Это служба без души! Храм — это символ единения духовного и физического миров, место, предназначенное для «службы сердцем». Но если нет сердца, не будет и Храма. Если служба превращается в неискреннюю «службу уст», то тогда и Храм может исчезнуть! Как предупреждал пророк, передав народу слово Всевышнего:

«Устами прославлял Меня, а сердце отдалил от Меня» (Исайя, 29:13).

Ребе из Коцка так объяснял это место в Торе: Храм будет разрушен за то, «что когда не служил ты Всевышнему, то радовался». Радость выражает сокровенное желание человека. И если он радуется тому, что не должен служить Всевышнему, значит, нет у него этого ЖЕЛАНИЯ. Если человек не помог неимущему, потому что не представилась ему такая возможность, и он рад этому, значит, в сердце своем и не думал помогать!

Ребе из Гур в книге «Сфат Эмет» отмечает, что если разрушение последовало в наказание «за то, что не служил ты Всевышнему с радостью», то и отстроен будет Храм в награду за то, что мы научимся служить с радостью!

Об этом можно много говорить, но если человеку свойственно уныние, то «никакие лекции не изменят данного положения вещей». Что же делать? В первую очередь — ДЕЙСТВОВАТЬ! В этом великая тайна слов, произнесенных евреями в момент дарования Торы: «Исполним и поймем!» Верно то, что когда мы что-то чувствуем и понимаем, мы и делаем это. Но верно и обратное: когда мы действуем, то начинаем это чувствовать и понимать! В этом смысл соблюдения заповедей, возвышающих и освещающих наши души.Когда человек радуется, он делится с друзьями и нуждающимися в нем. Но верно и обратное, чем больше человек делится, тем больше ощущает от этого радость. В Пурим мы преподносим подарки друзьям, помогаем бедным, приглашаем нуждающихся к себе за стол, и чем больше отдаем, тем больше «увеличиваем радость» и в своих сердцах.

Когда Всевышний указал евреям собирать пожертвования для строительства Мишкана — Храма в пустыне, Он обратился к Моисею:

«Скажи евреям пусть ВОЗЬМУТ Мне пожертвования от всякого человека, сердце которого наполнено доброй волей»(Шмот 25:1—2).

Почему ВОЗЬМУТ? Ведь речь идет об указании ДАТЬ, а не ВЗЯТЬ пожертвования? А может быть, то, что человек ДАЕТ, он на самом деле БЕРЕТ? Человек, дающий пожертвования на нужды общины, вознаграждается богатством, а тот, кто радует других, сам обретает радость!

Рабби Моше Альших, который жил в Цфате во времена Аризаля, писал, что Тора открывает нам тайну, как научиться отдавать с радостью. Тот, кто ОТДАЕТ, должен осознать, что на самом деле БЕРЕТ, и тогда он испытает РАДОСТЬ!


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше

Йом Кипур

Рав Исроэль-Меир Лау

Законы и обычаи святого дня.

Здоровье по Торе. Правила поведения перед Йом Кипуром

Рав Йехезкель Асхаек,
из цикла «Здоровая жизнь по Торе»

Пост не должен оборачиваться телесными страданиями. Несколько простых советов помогут вам заранее подготовиться к Йом-Кипуру и провести его с максимальным комфортом и погружением в молитву.

Законы и традиции поста Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».

От Йом Кипура к Суккот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Сукот.