Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему мы радуемся в месяц Адар? Потому что с этим временем связано строительство Храма! Верно и обратное: радость обладает огромной созидательной силой. Чувство радости способно восстановить Храм! Почему мы радуемся в Пурим? Потому что выжили! — ответят многие. Это верно, но в большей степени верно и то, что мы выжили благодаря УМЕНИЮ РАДОВАТЬСЯ!

«Живу в ДИРЕ, купаюсь в ЯМЕ», — шутят русскоязычные израильтяне. Вы не поняли шутки? Дело в том, что на иврите ДИРА — квартира, жилище, ЯМ — море. Я вспоминаю об этой шутке, когда задаю вопрос: что означает название еврейского месяца Адар? В книгах написано, что название этого месяца намекает на жилище — Храм Всевышнего, который был отстроен в результате событий отмечаемого в это время праздника Пурим…

Впрочем, всему свое время: время скорбеть о разрушении и время радоваться строительству, как учил мудрый царь Соломон:

«Время плакать и время смеяться… время разбрасывать камни и время собирать камни» (Экклезиаст 3).

Время плакать — это месяц Ав, а время смеяться — месяц Адар.

«Когда “входит” месяц Ав, уменьшают радость, когда “входит” Адар, увеличивают радость», — учат мудрецы Талмуда (Таанит 29 а).

Почему уменьшается радость в месяц Ав? Девятого Ава был разрушен Храм. То, что разрушение «уменьшает радость», лежит на поверхности. Суть в том, что верно и обратное: уменьшение радости, уныние и печаль обладают огромной разрушительной силой.

Почему мы радуемся в месяц Адар? Потому что с этим временем связано строительство Храма! Верно и обратное: радость обладает огромной созидательной силой. Чувство радости способно восстановить Храм! Почему мы радуемся в Пурим? Потому что выжили! — ответят многие. Это верно, но в большей степени верно и то, что мы выжили благодаря УМЕНИЮ РАДОВАТЬСЯ! Пророчествуя о причинах разрушения, Тора обращается к еврейскому народу:

«Ты будешь изгнан из Израиля за то, что не служил ты Всевышнему с радостью» (Дварим 28:47).

Почему за, казалось бы, незначительное нарушение народ наказывается так сурово? Где концепция справедливости «мера за меру»?

Впрочем, что такое служба без радости? Это служба без души! Храм — это символ единения духовного и физического миров, место, предназначенное для «службы сердцем». Но если нет сердца, не будет и Храма. Если служба превращается в неискреннюю «службу уст», то тогда и Храм может исчезнуть! Как предупреждал пророк, передав народу слово Всевышнего:

«Устами прославлял Меня, а сердце отдалил от Меня» (Исайя, 29:13).

Ребе из Коцка так объяснял это место в Торе: Храм будет разрушен за то, «что когда не служил ты Всевышнему, то радовался». Радость выражает сокровенное желание человека. И если он радуется тому, что не должен служить Всевышнему, значит, нет у него этого ЖЕЛАНИЯ. Если человек не помог неимущему, потому что не представилась ему такая возможность, и он рад этому, значит, в сердце своем и не думал помогать!

Ребе из Гур в книге «Сфат Эмет» отмечает, что если разрушение последовало в наказание «за то, что не служил ты Всевышнему с радостью», то и отстроен будет Храм в награду за то, что мы научимся служить с радостью!

Об этом можно много говорить, но если человеку свойственно уныние, то «никакие лекции не изменят данного положения вещей». Что же делать? В первую очередь — ДЕЙСТВОВАТЬ! В этом великая тайна слов, произнесенных евреями в момент дарования Торы: «Исполним и поймем!» Верно то, что когда мы что-то чувствуем и понимаем, мы и делаем это. Но верно и обратное: когда мы действуем, то начинаем это чувствовать и понимать! В этом смысл соблюдения заповедей, возвышающих и освещающих наши души.Когда человек радуется, он делится с друзьями и нуждающимися в нем. Но верно и обратное, чем больше человек делится, тем больше ощущает от этого радость. В Пурим мы преподносим подарки друзьям, помогаем бедным, приглашаем нуждающихся к себе за стол, и чем больше отдаем, тем больше «увеличиваем радость» и в своих сердцах.

Когда Всевышний указал евреям собирать пожертвования для строительства Мишкана — Храма в пустыне, Он обратился к Моисею:

«Скажи евреям пусть ВОЗЬМУТ Мне пожертвования от всякого человека, сердце которого наполнено доброй волей»(Шмот 25:1—2).

Почему ВОЗЬМУТ? Ведь речь идет об указании ДАТЬ, а не ВЗЯТЬ пожертвования? А может быть, то, что человек ДАЕТ, он на самом деле БЕРЕТ? Человек, дающий пожертвования на нужды общины, вознаграждается богатством, а тот, кто радует других, сам обретает радость!

Рабби Моше Альших, который жил в Цфате во времена Аризаля, писал, что Тора открывает нам тайну, как научиться отдавать с радостью. Тот, кто ОТДАЕТ, должен осознать, что на самом деле БЕРЕТ, и тогда он испытает РАДОСТЬ!


Десять лет жизни посвятил Рамбам написанию этого знаменитого труда, в котором он предпринял попытку составить полный кодекс законов по всем вопросам, связанным с выполнением заповедей. Читать дальше